Глава первая. Библиотечка юного миротворца

Раздел II. Великие миротворцы прошлого

6. Миротворческая деятельность Солона в древней Греции

Митькин А.С., учитель истории школы № 1212

Древняя Греция представляла собой множество независимых городов-государств или, как их называли греки, полисов. Греческие полисы часто вели между собой войны. Вернее даже сказать, что междоусобные войны в Древней Греции не прекращались: полисы не заключали мирных договоров, а только перемирия на небольшие сроки. Жители соперничающих полисов часто были настолько упорны в своей вражде, что согласились бы закончить войну, только уничтожив своих противников и разрушив их город.

Не было мира и внутри полисов. Богатая знать, владевшая большими земельными участками и множеством рабов, стремилась подчинить себе простой народ и сосредоточить под своим владением всю землю в данном полисе. Иногда безземельные бедняки устраивали восстания в полисах, стремясь захватить власть, чтобы поделить землю между всеми его жителями. Восстания эти обычно терпели поражения. Недовольством бедняков пользовались люди, желавшие стать тиранами. Слово «тиран» в переводе с греческого означает «правитель». Люди, стремившиеся стать тиранами, обещали беднякам, что как только они придут к власти, они улучшат их положение. Но, захватив власть, тираны забывали о своих обещаниях. Их более всего интересовало, как удержать власть, и они с одинаковой жестокостью казнили своих врагов, как из числа знати, так и из числа простого народа. Поэтому слово «тиран» стало означать не просто правителя, а жестокого и беспощадного правителя, насильственно захватившего власть и притесняющего и уничтожающего всех, кто мешает его единовластию.

В начале VI века до н.э. жестокая борьба происходила в Афинах между знатью и простым народом. Чтобы восстановить в Афинах мир и порядок знать и простой народ обратились к прославленному афинянину Солону. Солон был очень известным человеком, поэтом, мудрецом, успешным купцом-предпринимателем. По происхождению он принадлежал к знати, среди его предков был даже последний царь Афин, но его отец разорился и не оставил сыну никакого наследства. Солон стал торговать оливковым маслом и, благодаря своим способностям к купеческому делу, разбогател. Он был очень любознательным человеком, много путешествовал и писал стихи. У своих сограждан он пользовался репутацией человека, свободного от сословных предрассудков и, главное, безукоризненно честного. Солон стал популярным человеком в обоих лагерях — у обоих классов, беспощадно воевавших друг с другом в Афинах. Знать уважала его за богатство, а простой народ за справедливость. Когда в Афинах произошло восстание, Солон не встал ни на чью сторону, понимая губительность раздоров между богатыми и бедными. Солон обратился к своим согражданам, сочинив поэму, которая начиналась словами:

Да, понимаю, и в сердце глубоко кручина запала:
Вижу, как клонится ниц первая прежде страна.

В своей поэме он призывал и знать, и простой народ отказаться от раздоров и решить дело миром, согласившись на уступки друг другу. После этого афиняне избрали Солона архонтом — одним из девяти правителей полиса. Став правителем, Солон провел ряд прогрессивных реформ, которые улучшили положение бедняков. Вместе с тем, он не согласился отобрать землю у знати и поделить ее между всеми афинянами. Он считал, что все надо делать осторожно, чтобы не навредить государству. «Если в государстве — говорил Солон, — повернуть все вверх дном, то у него не хватит сил поставить все на место». Поэтому он предлагал только такие законы, которые афиняне смогут принять после того, как их убедят в их необходимости. Солон стремился склонить к миру и согласию знать и простой народ с помощью убеждения, а не с помощью принуждения.

Через какое-то время афиняне стали все больше и больше выражать свое недовольство Солоном. Знать была недовольна упразднением долгов и долгового рабства. Бедняков возмущало то, что Солон не дал им разделить земли богачей. И те и другие требовали от него, чтобы он внес изменения в свои законы. Но Солон не хотел ничего менять. Чтобы сохранить свои законы в действии, он заявил афинянам о том, что покидает город. При этом Солон сказал, что не возвратиться в город в течение 10 лет и афиняне должны дать клятву о сохранении в неизменности его законов, пока он будет отсутствовать. Солон надеялся, что афиняне за это время успеют привыкнуть к его законам. Он мог бы действовать и иначе. Ему достаточно было пойти на уступки знати или народу, и тогда он не только остался бы архонтом в Афинах, но смог бы, при желании, сделаться тираном. Однако Солон не пошел по этому пути. Афиняне избрали его, чтобы прекратить раздоры в своем государстве, и он не желал сохранять свою власть, если для этого ему бы пришлось пожертвовать миром между согражданами. Солон был политиком и великим законодателем лишь потому, что он был прежде всего человеком большого ума, человеком, в котором ясность мысли сочеталась с сердечным жаром. В нем жила справедливость.

Политика, проводимая Солоном, очень быстро принесла результаты. Афиняне действительно осознали всю гибельность постоянных раздоров и конфликтов. Законы, данные Солоном, были сохранены горожанами, что привело к возвышению и небывалому расцвету Афин. Не случайно люди относили Солона к числу семи самых мудрых людей в мире.

Rambler's Top100 Rambler's Top100