Вестник Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 187
28 марта 2005 года
E-mail орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: +7 (095) 994–10–73
Е-mail: director@un-museum.ru;
http://www.un-museum.ru
Вестник издается
Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве.
Вестник рассылается
директорам школ и руководителям НПО в России и СНГ, российским миротворцам, работающим в миссиях ООН и ОБСЕ, ветеранам миротворцам в России и в Украине, а также представителям организаций системы ООН в России.
Subscribe / Unsubscribe

Содержание:


Отчет о поездке в Калининград

С 18 по 20 марта Правительство Москвы провело акцию "Поезд памяти" с выездом ветеранов Отечественной войны и представителей детских общественных объединений в Калининградскую область.

На этот раз Движение юных миротворцев было представлено 16 юными миротворцами, представлявшими средние школы №№ 1411, 271, 554 и Центра образования № 1804.

По окончанию этой поездки в вестник поступило несколько отчетов.

От: school1411 <school1411@mail.ru>
Дата: 24 марта 2005 г. 12:36
Тема: Рассказ Зенина Николая Ильича

Уважаемый Валерий Владимирович! Высылаем краткий отчет о нашей поездке в г.Калининград.

С уважением,
Миротворческий отряд "Отрада".

Поезд памяти в Калининград

Во время поездки в Калининград мы имели уникальную возможность пообщаться с ветераном Великой Отечественной войны и узнать много интересного из уст очевидца той страшной, кровавой, беспощадной войны.

Рассказ Зенина Николая Ильича

Родился в 1924 году. Когда началась война ему было 17 лет. Он только что закончил 10-й класс школы и как раз 22 июня 1941 года, в воскресенье, шел на выпускной вечер. Настроение было отличное, ощущение свободы и беззаботности были в душе у Николая Ильича. И уже вечером этого дня пошли слухи о войне, о выступлении Молотова.… Началась Великая Отечественная война.

Сразу, после того, как Н.И.Зенин узнал о войне, о наступающей угрозе, 30 июня начали формировать отряд защиты. Николай Ильич пошел помогать сооружать противотанковые рвы - ямы, 3 метра глубиной и 11 метров в длину.

Его военная карьера началась зимой 1942 года под г.Юхнов Калужской области. Сначала служил в Отдельном молодёжном батальоне, потом его перевели в лыжный батальон.

Кстати он до сих пор занимается лыжами, хотя последние годы и не так часто.

Первое сражение и достаточно серьёзное произошло в марте 1943 года, когда он участвовал во взятии опорного пункта Людиново.

Участвовал в осаде и взятии Кёнигсберга (ныне г.Калининград). Победу встречали вне боя и встретили с приподнятым настроением, хотя оставалось форсировать косу и уничтожить остатки немецко-фашистских отрядов, находившихся на ней. Так для него и закончилась Великая Отечественная война.

Остались и приятные воспоминания о курьёзных моментах во время войны. "На косе я нашел немецкую гитару и, конечно же, взял с собой. Но играл я на ней не долго. Мои товарищи её разломали…. Им просто захотелось на ней покататься. А ещё помню когда во время танцев приставали к девушкам-снайперам. Правда, нам потом попало от их командира….

Помню, как уходя на фронт, прощался с любимой девушкой…., как она мне писала, а потом писать перестала. Встретил я её снова в 1946 году. Оказалось, что она вышла замуж за лётчика, который погиб на войне. А жена Николая Ильича работала во время и после войны врачом.

Его любимыми мелодиями военных лет являются: "Огонёк", "Ты идёшь, Лизавета", "Темная ночь" и другие. В 1981 году Николай Ильич ушёл в отставку полковником. Кандидат философских наук. Да и просто приятный человек, с которым можно поговорить о войне, о политике, о нынешнем поколении, к которому он относится с добротой.

"Я верю в ваше поколение, - говорит Николай Ильич, - будущее страны в надежных руках".

Город Калининград нам очень понравился. Наша поездка совпала с двумя знаменательными датами. Это - год для города юбилейный - 750 лет со дня основания Кёнигсберга и 60-летие Великой Победы.

Во время нашей поездки все мероприятия были организованны очень четко. Мы сумели побывать в Музее янтаря, Морском музее, Историческом музее г.Калининграда и даже в филармонии.

В ходе поездки мы также вели и миротворческо-патриотическую работу. Участвовали в митинге на площади Василевского, митинге около форта № 5, возлагали цветы к Вечному Огню - Город-герой, город Русской Славы, город Калининград.

Участники акции "Поезд памяти"
Романова Дарья и Ле Николай


Энгель Тагиров о толерантности

В сентябре 2004 года тиражом 1000 экзепляров в Казани вышла книга Э.Р.Тагирова "Культура мира - идеология развития человечества" ( - Казань: изд-во ООО "Центр оперативной печати", 2004. - С.120. ISBN 5-94541-037-3), адресованная преподавателям и студенчеству, а также всем, кто интересуется проблемами войны и мира, демократии и прогресса.

В простой и понятной форме автор книги - ректор Института культуры мира - дает анализ, ситуации, сложившейся в России в результате проведения реформ и подробно рассказывает об опыте реализации Программы культура мира в Татарстане.

В помощь слушателям курсов МИОО по гражданскому воспитанию в духе культуры мира вестник "Голос миротворцев" публикует отрывок из раздела книги, посвященный понятию "Толерантность".

Толерантность: характеристика феномена

Феномен толерантности далеко не так прост для понимания, как это может показаться при "первом знакомстве" с содержанием и сущностью понятия. Во многих языках и культурах есть заметные нюансы в трактовках термина. Так, если французы (а именно французскому языку мы обязаны происхождением этого слова) понимают под толерантностью отношения, допускающие, что другие могут действовать иначе, нежели ты сам, то китайцы подчеркивают проявление великодушия, арабы - прощение, мягкость, благосклонность. В русском языке наиболее близким синонимом толерантности является терпимость, что означает способность и умение мириться с чужим мнением, характером, уважать право каждого "быть иным".

Различная нюансировка в понимании одного и того же явлении означает его многогранность, многоаспектность и является еще одним аргументом для подтверждения различий в культурах, ментальности и историческом опыте народов, что не мешает при этом общему восприятию толерантности как общечеловеческой нравственно-культурной ценности и умонастроения, обусловленных интересами выживания и развития единого, взаимозависимого человеческого рода. Это отражено в той развернутой дефиниции, которая дана в документах ЮНЕСКО и считается поэтому официальной:

"Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.
Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира -и способствует замене культуры войны культурой мира".

Исключительно важно умение выявить и распознать "симптомы" нетерпимости - опасной социальной болезни. Это прежде всего язык: хамство, использование оскорбительной, высокомерной или пренебрежительной лексики, унижающей и очерняющей тех людей, которые относятся к иной культуре, расе, нации или полу; использование стереотипов: характеристика всех представителей той или иной группы как имеющих одинаковые свойства - как правило, отрицательные; насмешки: привлечение внимания к характерным формам поведения, свойствам и особенностям людей с целью осмеяния или оскорбления; предубеждения: составление мнения на основе отрицательных обобщений и стереотипов, а не на базе реальных фактов; "охота за ведьмами": возложение вины за случившееся несчастье или наличие социальных проблем на ту или иную группу; дискриминация: лишение социальных благ, отторжение от жизни общества, причем главным образом, в силу предубеждения; остракизм: поведение, при котором наличие или существование других нарочито игнорируется, отказ вступать с ними в беседу, признавать их самих или их культуру; расизм: отрицание прав человека по признаку расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие; антисемитизм: мировоззрение и формы поведения, строящиеся на предубежденности, дискриминации и преследованиях евреев; религиозное преследование: насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов, когда представителям одной религии отдается предпочтение перед другими на основе предпосылки, что данная вера является единственным подлинным выразителем религиозной или духовной истин.

Концепт толерантности достаточно хорошо проработан в рамках западной политической школы . В европейском прочтении толерантность в основном выступает как критерий цивилизованности, уровня политической культуры общества. При этом разные теории в фокус исследовательского внимания выдвигают ее разные грани. Так, например, в свете теории коммуникаций Г. Лассуэлла толерантность рассматривается как важнейшее условие и одновременно как результат эффективного общения.

К сожалению, в отечественной науке традиция интеллектуального анализа толерантности в широком диапазоне ее содержа-
тельного материала как многогранный и многофакторный феномен, как историческая, политическая, социальная и культурная категория, находится еще только в стадии становления. Так, в теоретической и в особенности прикладной конфликтологии, психологии и социологии исследованы значения фактора толерантности в формировании и развитии навыков конструктивного поведения в конфликте, в выборе оптимальных моделей его предупреждения, урегулирования или разрешения. Выявлены типы "трудных" в общении (интолерантных) людей, провоцирующих напряжения и столкновения, разработаны техники и приемы "гашения" их деструктивной активности.

Но как всегда, на этапе всплеска интереса к тем или иным феноменам не обходится без издержек. Речь идет не только об опасности легковесного толкования понятия "толерантность" как своего рода интеллектуального украшения, как признака "продвинуто-сти", но и о попытке определенной части политической элиты использовать момент востребованности толерантности в своих узкочиновничьих интересах. "...Понятие толерантность является не просто модным и актуальным, но скрывает за собой сложное многоплановое явление, ценность которого не подлежит никакому сомнению. Не стоит упрощать его в угоду политической конъюнктуре, но не стоит и дискредитировать, как это уже произошло с понятиями "демократия", "рынок", "свобода". Трудно не согласиться с таким предостережением профессора А,В. Глуховой. При закладке основ любой научной традиции есть особый смысл позаботиться о чистоте наших помыслов.

Акции ЮНЕСКО последних лет по развитию и продвижению идей толерантности, культуры мира и диалога цивилизаций способствовали ориентации интереса ученых и практиков к изучению и освоению опыта и механизмов компромисса, сотрудничества, посреднических и переговорных процессов, Появились интересные методики исследования уровней толерантности, в частности, этнотолерантности. Тем не менее потребность в прояснении некоторых аспектов и общих контуров концепта толерантности очевидна.

Специалисты обращают внимание на исторический характер феномена толерантности , что помогает воспринимать идею культуры мира как вполне реальную, а не утопическую, в свете того факта, что уже на заре человеческой цивилизации люди знали и уважали такие навыки человеческого общения и поведения, как выдержка, терпение, компромиссность, дипломатичность, солидарность. Возникнув на основе инстинкта самосохранения, они постепенно обретали статус нормы, принципа, устойчивой традиции. И в этом качестве толерантность становилась фактором развития, "ферментом" существования и эволюции общества. Поэтому общечеловеческий прогресс обеспечивался и тем, что в "складках" истории накапливался потенциал толерантности, вес которого позволял не только противостоять агрессии, но и созидать новые и более масштабные формы социального бытия. Толерантность, таким образом, являлась неизбежным и постоянно воспроизводимым продуктом исторического творчества людей, народов и цивилизаций. Наращивание культурного слоя толерантности было вечной заботой человечества.

Вместе с тем в истории развивались и прямо противоположные тенденции. По многим причинам люди, целые народы и страны надолго делали ставку на силовые ресурсы развития, агрессию, единообразие, а не на различия. В прошлом, да и в настоящем многих народов есть периоды доминирования интолерантных установок идейной непримиримости, расовой, классовой и религиозной ненависти, закрытости, т.е. неприятия и отторжения иных систем, иных культур и религий.
Толерантность, увы, не является неотъемлемым свойством и атрибутом любой политики. Известны толерантные (терпимые к оппозиции) демократические режимы и интолерантные, где терпимость к различиям подменена стремлением к единообразию (тоталитаризм). Драматический финал краха тоталитарных и фундаменталистских систем и режимов показал, каких усилий, мужества и времени требует надежда на возврат общества к общечеловеческим ценностям.

Одной из ранних форм проявления толерантности была религиозная терпимость, возникшая в Европе в эпоху развития идей гуманизма (Возрождение и Просвещение, XVI-XVIII века). Она стала развиваться как реакция на многолетние религиозные войны, уносившие тысячи и тысячи жизней. Люди научились проявлять смирение по отношению к религиозным различиям ради предотвращения новых войн. Затем эта черта стала одним из характерных качеств евро-американской культуры и менталитета, хотя в ряде регионов до сих пор существуют анклавы гипертрофированной религиозной непримиримости, где ведется борьба, например, в Ирландии между представителями католицизма и англиканской церкви, с применением методов вооруженного террора.

В культурах некоторых народов превалируют ценностные и поведенческие установки, диктуемые необходимостью смириться с многообразием мнений по принципу "пусть расцветают все цветы".,. Очень часто используются также подходы, построенные на принципах и логике права каждого на свой выбор, отличный от других. Есть и восторженно-романтические восприятия различий: "Это замечательно, что мы все разные, ибо в этом - предпосылка разнообразия и процветания человечества!".

О несколько иной, более высокой, на наш взгляд, содержательной мотивации толерантного поведения, характерной для культуры татар в отношениях с другими народами, говорил в своем выступлении на форуме "Факел Альметьевска" (2002 год) депутат Госсовета Татарстана академик И. Тагиров: "Для нас толерантность не есть только терпимость, когда приходится смиряться с необходимостью жить рядом с другими и терпеть их, а востребованность друг в друге. Мы не мыслим себе нормального, наполненного бытия без общения с соседями. Так, районный сабантуй в Альметьевске никогда не начинали, пока не подъедут из соседних деревень русские, марийцы, удмурты".

Как видим, историческая практика народов, конкретный социокультурный контекст, в котором развивались и проявлялись различные формы толерантности, придали этому феномену заметное многообразие и вариативность...


Депутаты заинтересовались агрессивными мультиками

По информации ИТАР-ТАСС, депутаты Госдумы занялись мультфильмами, выходящими на теле- и киноэкраны.

Палата поручила комитету по информационной политике запросить в министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ информацию о том, проводится ли экспертиза мультфильмов, в том числе психологическая, перед выходом в прокат. Особое внимание было предложено обратить на иностранные мультфильмы.

Комитету предстоит также выяснить и довести до сведения палаты, регулируются ли понятия и правила "детского" и "взрослого" мультфильмов, Предложено установить, какие штрафные санкции должны применяться и применяются ли к телеканалам за нарушение правил показа этой видеопродукции.

Поручение было дано сегодня на пленарном заседании палаты по предложению депутата Елены Афанасьевой /фракция ЛДПР/. "Просмотрев "Гриффинов" и "Симпсонов", эксперты сделали заключение, что мультфильмы просто напичканы эпизодами насилия и агрессии, - заявила она.


Весенняя акция миротворцев в Карелии

От: Лучинская Татьяна <Kirill-1@onego.ru>
Дата: 20 марта 2005 г. 21:12
Тема: слёт

Уважаемый Валерий Владимирович!

14 февраля в нашей школе состоялся 1-й слёт миротворческих отрядов нашей школы. Клуб друзей мира "Глобус" объединяет семь разновозрастных отрядов: отряд "Послы мира" рук. учитель английского языка Непочатых Л.И), клуб "Волшебный глобус" (рук. учитель начальной школы Выгляндалова Л.В.), отряд кадетов (рук. учитель истории Герасимова Г.И), отряд скаутов "Мечта" (рук.учитель географии Федотова Н.Ю), интернациональный отряд "Искра"(рук. учитель географии Герасимчук Н.Н),
отряд "Юный патриот"(рук. учитель истории Иванова И.М.), отряд "Юный миротворец"(рук. классный воспитатель Алексеева Н.Н)

Отрядами руководят инициативные и увлечённые учителя, которые не жалеют своих сил для работы с ребятами. На слёте ребята не только рассказывали о своих добрых делах, но и подготовили поздравления участникам слёта - концертные номера.
На слёте работали редколлегии классов, которые представили нам свои содержательные газеты, работала экспертная комиссия по выработке кодекса юного миротворца и обращения ко всем учащимся школы. Был выбран совет миротворческих отрядов, который должен всех вести за собой, а помогать ему в этом будут руководители миротворческих отрядов.

Хочется поблагодарить Старикову В.В, учителя ИЗО, которая курировала работу редколлегий и Ляпину Т.В, учителя английского языка, которая показала нам мультимедийную презентацию, отражающую события слёта, Евстифееву И.Н, руководителя и постановщика прекрасных танцев и композиций, Дмитриеву В.Е, учителя музыки и Дробышевскую И.Г - руководителя кружка "Игра на народных инструментах".

С большим воодушевлением исполняли ребята второго класса песни на военную тематику на народных инструментах.
Взрослые и дети получили удовлетворение от проведённого мероприятия и воодушевились на следующее КТД "Равнение на Победу", о котором мы расскажем позже.

Валерий Владимирович!
Многие мероприятия, конкурсы, о которых мы читаем в вестнике, касаются только московских школ. В каких делах, конкурсах, проектах могли бы участвовать наши миротворческие отряды? Не могли бы вы нам дать информацию о вступлении школы в проект ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Обращаемся к миротворческим отрядам - расскажите о своих добрых делах и интересных формах работы. Если у вас есть желание переписываться с нашими отрядами (2, 5, 6(скауты),7, 8,10 классы, кадеты (10 класс) мы будем рады вам ответить, можно продумать и совместный план отдельных дел.

Ждём писем, пишите по е-mail: Kirill-1@onego.ru
Координатор проекта в школе № 2 им. А.С.Пушкина - Лучинская Татьяна Власовна

От редакционного Совета: Уважаемая Татьяна Власовна! Постаремся ответить на Ваши вопросы в порядке их постановки.

1. Ваша школа могла бы участвовать в таких конкурсах, как:

а) Конкурс проектов "Заповедным островам - жить!" Информация о нем была опубликована в вестинке № 185 (http://www.un-museum.ru/vestnik/185.htm#4).
Этот конкурс проводит Елена Книжникова (Эколого-просветительский Центр "Заповедники") и его победители станут участниками Третьего Всероссийского Слета Друзей заповедных островов (ноябрь 2005 г.) и попадут в летний экологический лагерь-экспедицию Друзей заповедных островов (июль 2005 г).

б) Конкурс рисунков на тему "60-летие окончания Второй мировой войны и создания ООН". Этот конкурс проводится Информационным центром Организации Объединенных Наций в Москве совместно с Сетью школ мира. Подробнее см. http://www.un-museum.ru/vestnik/183.htm#5


2. Координатором проекта "Ассоциированные школы ЮНЕСКО" в настоящее время является директор лингвистической гимназии № 1531 г.Москвы Потяева Татьяна Александровна (тел. 287-25-71; 287-02-20). Ее заместитель - Новикова Людмила Викторовна (287-67-25) Адрес гимназии: Москва, ул.Годовикова, д.4.
Для вступления в этот проект нужно обратиться непосредственно к координатору или его заму.

3. В Вестниках "Голос миротворцев" вы можете найти эл. почту некоторых школ мира и отрядов юных миротворцев и вступить с ними в переписку самостоятельно, сделав ссылку на меня. Кроме того, на сайте "Сеть школ мира" даются координаты всех школ мира (адрес, телефон, имя директора и координатора проекта ) см. http://www.peace-edu.un-museum.ru/schools/

Со своей стороны, я постараюсь на занятиях в начале апреля сообщить координаторам школ мира о Вашем предложении насчет переписки.

Обычно хорошие и прочные контакты возникают между педагогами и детьми из разных школ во время их участия в совместных мероприятиях. Например, дети из разных школ дружат после участия в наших слетах. Для укрепления горизонтальных связей между юными миротворцами из разных административных округов Москвы 1 апреля на базе Дома детского творчества "На Полянке" мы проводим День юмора и смеха, в котором примут участие дети из 20-25 школ мира.

Большое спасибо за быструю реакцию на опубликование в вестнике условий проведения Весенней миротворческой акции. По итогам ее проведения вам будет вручаться Свидетельство Школы Мира, а наиболее активные участники могут награждаться почетными значками Музея (подробнее см. ниже).


Заявка

Ведущему научному сотруднику МИОО
к.и.н. Гергелю В.В.

Прошу включить клуб друзей мира "Глобус", учащихся средней школы № 2 им. А.С.Пушкина в состав участников Весенней миротворческой акции (15 апреля - 15 мая 2005 г.). План подготовки и проведение Весенней акции включает следующие мероприятия:

1. Проведение педагогического совета по теме акции - 2.04 (все учителя школы)

2. Проведение миротворческого совета пол теме акции - 3.04 (совет миротворческих отрядов, актив классов)

3. Проведение тематических классных часов - с 4 по 8.04 (все классы среднего и старшего звена)

4. Согласование акции с советом ветеранов - 11.04

КТД "РАВНЕНИЕ НА ПОБЕДУ"

5. Мастер - классы проводят ветераны войны с 15 по 28.04 (5 ветеранов, 630 учащихся)

6. Конкурс учащихся по истории В.О.войны 1941-1945 г. - с 15 по 29.04 (с 5 по 11 класс)

7. Тематические чтения, посвящённые 60-летию Победы - 15 апреля (10 ветеранов, миротворческие отряды -200 человек, гости)

8. День молодёжного труда (субботники) - 16.04 (все учащиеся школы - около 700 человек, 25 учителей)

9. День Земли (по спец. плану экологической секции) - 22.04 (500 учащихся)

10. Участие миротворческих отрядов в демонстрации 9 мая

11. Акции "Милосердие", "Доброе сердце" - с 15.04 по 15.05 (все учащиеся школы)

Ответственный за проведение акции - Лучинская Татьяна Власовна, телефон - 778-35

Директор школы № 2 им. А.С.Пушкина - Молчанова Лариса Дмитриевна, телефон - 4-34-21


От редакционного Совета: Уважаемая Татьяна Власовна! В заключение хочу дать Вам совет. Не стесняйтесь рассказывать об общественной работе Вашей школы своему начальству - Управлению (отделу) образования г.Костомукши. Дайте им адрес нашего вестника в интернете. Пусть они ознакомятся с Вашей деятельностью на страницах вестника "Голос миротворцев".

Все, что Вы делаете Вы делаете в интересах воспитанияя детей города и развития его социальной сферы. Ваши непосредственные начальники и даже "отцы" Вашего города - должны это оценить. Они и есть те, кто больше всего заинтересован в развитии Вашей деятельности.

Попросите у них поддержку и финансовые средства на дальнейшее развитие Ваших программ. Со своей стороны, мы готовы оказывать Вам методическую помощь, делиться с Вами нашим опытом работы, выдавать Вам по итогам работы Свидетельство школы мира, как символ признания Вашей миротворческой деятельности (кто еще, если не профессиональные ветераны-миротворцы ООН, могут оценить Вашу деятельность как миротворческую?). При желании Вашего руководства можно было бы организовать не только заочное, но и очное обучение нашим методикам руководителей и педагогов школ города Костомукши...

Как наши школы работают и находят средства в Москве?
Некоторые школы установили хорошие отношения на уровне управ и получают там помощь в реализации своих планов. Другие школы дружат с окружными управления образования и даже с префектурами административных округов. Большую помощь в реализации наших долговременных планов оказывает Комитет общественных связей Правительства Москвы.

К сожалению, на уровне федеральных министерств и ведомств пока еще нет структуры, которая могла бы всерьез заняться проблемой гражданского воспитания школьников в духе культуры мира и миротворчества...

Ничего страшного, как говорится, капля точит камень ведь наше дело правое...

И последнее. По решению Совета ветеранов Музея миротворческих операций, самые активные участники Весенней миротворческой акции будут награждаться почетными значками "Юный миротворец" ("Юный миротворец-инструктор","Миротворец"). Об условиях награждения читайте ниже.


Награждение участников Весенней миротворческой акции

24 марта состоялось заседание Совета ветеранов Музея миротворческих операций. Обсудив вопрос о подготовке к Весенней миротворческой акции, посвященной 60-летию Победы и созданию ООН, Совет принял решение о награждении по итогам акции трех наиболее активных организаторов и участников акции в каждом образовательном учреждении, участвующем в проекте "Модель миротворчества - Сеть школ мира", почетными значками "Юный миротворец".

По мнению членов Совета ветеранов, награждение значками создаст благоприятные условия для дальнейшего развития в нашей стране детского миротворческого движения, базирующегося на опыте участия России в миротворческих операциях ООН.

Для награждения самых активных участников Весенней миротворческой акции необходимо представить в Музей миротворческих операций протокол общего собрания участников акции по следующей форме:

Протокол собрания участников Весенней миротворческой акции,
посвященной 60-летию Победы и созданию ООН
от ... мая 2005 г.

Повестка дня

1. Об итогах Весенней миротворческой акции.

2. О награждении почетным значком "Юный миротворец" 3-х самых активных участников акции.

Присутствовало: .... учащихся и ... педагогов

Первый вопрос

По первому вопросу выступили: 1. ...(ФИО), который отметил, что ....
2. ... (ФИО), который расказал о том, что ....

Постановили: работу педагогов и учащихся по подготовке и проведению Весенней миротворческой акции признать удовлетворительной...

Второй вопрос

По второму вопросу выступили: 1. ...(ФИО), который отметил, что ....
2. ... (ФИО), который расказал о том, что ....

Постановили: рекомендовать Совету ветеранов Музея миротворческих операций наградить почетными значками "Юный миротворец" ("Юный миротворец-инструктор" или "Миротворец"), как наиболее активных участников акции, следующих учащихся:

1. ... (ФИО), ... 198... года рождения, учащегося ... класса, проживающего по адресу: ..., телефон ... - почетным значком "Юный миротворец" ("Юный миротворец-инструктор", "Миротворец").
Итоги голосования: "За" - ... чел.; "Против" - ... чел.; "Воздержалось" - ... чел.

2. ... (ФИО), ... 199... года рождения, учащегося ... класса, проживающего по адресу: ..., телефон ... - почетным значком "Юный миротворец" ("Юный миротворец-инструктор", "Миротворец").
Итоги голосования: "За" - ... чел.; "Против" - ... чел.; "Воздержалось" - ... чел.

3. ... (ФИО), ... 199... года рождения, учащегося ... класса, проживающего по адресу: ..., телефон: ... - почетным значком "Юный миротворец" ("Юный миротворец-инструктор", "Миротворец").
Итоги голосования: "За" - ... чел.; "Против" - ... чел.; "Воздержалось" - ... чел.

Председатель собрания: ... (ФИО)

Секретарь собрания: ... (ФИО)

Примечание. Протокол собрания может высылаться в Музей миротворческих операций по почте или по интернету.

Принимая такое решение, Совет ветеранов исходил из того, что награждение участников Весенней миротворческой акции почетными значками Музея миротворческих операций не дает им никаких материальных преимуществ перед другими участниками акции и является лишь актом официального признания миротворческой деятельности награжденных со стороны первых советских профессиональных ветеранов-миротворцев ООН и самого Музея миротворческих акций.

По решению Совета ветеранов фамилии детей и подростков, награжденных почетными значками Музея за активное участие в акции, будут опубликованы в вестнике "Голос миротворцев" и могут заноситься в галерею Почета Музея миротворческих операций (см. http://www.un-museum.ru/deyatel/gallery/) в раздел "Список юных миротворцев, награжденных Почетным значком «Юный миротворец», учрежденным Музеем миротворческих операций".


Поезд памяти в Волгоград

От: fLaYsE <flayse@mail.ru>
Дата: 22 марта 2005 г. 2:14
Тема: Re: info186

Уважаемый Валерий Владимирович!

Мы являемся членами Клуба юных миротворцев средней школы № 318. В начале февраля нам представилась замечательная возможность сопровождать ветеранов Сталинградской битвы во время поездки в Волгоград. В ходе акции "Поезд памяти в Волгоград" мы познакомились со несколькими ветеранами, вели беседы, внимательно слушали и записывали их истории и воспоминания о тяжёлых испытаниях в годы войны.

Вот запись рассказа ветерана Великой Отечественной войны Волощенко Алексея Ивановича. Мы благодарны ему за доброту и ту фантастическую веру в наших людей, которую мы ощутили в разговоре с ним.

Алексей Иванович родился 23 февраля 1924 года в Воронежской области, в семь лет осиротел и был отправлен в Ташкентский городской детский дом. Детство и юношество прошли как у обычного детдомовского воспитанника, но мальчик уже с ранних лет был старательным и учился с большим интересом и прилежанием.

Суровая война пришла на нашу землю 22 июня 1941 года, в тот год Алексею Ивановичу было 17 лет. В 1942 году он закончил школу лейтенантов и сразу же был отправлен на фронт в разведку.

Как ни странно, но молодому 18-летнему юноше поступило предложение от командира роты ПТР стать сразу командиром взвода. Каких только небывалых событий не произошло с Алексеем Ивановичем.

Со своим взводом он взял в плен несколько языков, в том числе и двух генералов. Всего же за годы войны он взял в плен более 50 немцев.

Алексей Иванович был участником обороны Москвы, участвовал в боевых действиях в Прибалтике. Но наиболее всего ему запомнились события Сталинградской битвы...

Нас поразило большое количество наград на груди Алексея Ивановича. Он был награждён медалью за оборону Сталинграда, медалью за оборону Москвы и еще 26 боевыми наградами. Среди них два ордена Великой Отечественной войны, один - первой степени, второй - второй степени.

После бесед с Алексеем ивановичем в наших сердцах родилась гордость за ветеранов Великой Отечественной войны, за весь советский народ, вынесший на своих плечах все тяготы ожесточенной борьбы с фашизмом.

Благодаря рассказу А.И.Волощенко, мы ощутили пафос и дух Великой Отечественной войны, произошедшей 60 лет назад и ставшей жестоким испытанием нашего народа на силу и твердость духа.

Юные миротворцы школы № 318
Елена Галкина,
Диана Шабельникова


Второе прочтение книги "Немеркнущая слава"

С момента выхода в свет книги "Немеркнущая слава: от воинов-интернационалистов до миротворцев" прошло уже несколько месяцев. Тем не менее в адрес редакциии вестника продолжают поступать критические замечания от специалистов и ветеранов миротворческих миссий ООН.

Основная претензия к книге - не правомерное соединение в одном издании истории боевых действий за рубежом и истории миротворческих операций ООН. Дело в том, что миротворческие операции ООН (посреднические миротворческие операции) - это новая форма использования вооруженных сил, осуществляемая мировым сообществом для урегулирования международных конфликтов без применения силы. Эта форма появилась после второй мировой войны, благодаря созданию ООН, и принципиально отличается от боевого использования вооруженных сил.

Как известно, цель боевого использования войск - нанесение поражения противнику с наименьшими потерями для своих сил, в то время как цель миротворческой операции ООН - не уничтожение противника, а недопущение военных действий двух и более сторон путем посредничества в прекращении огня, без применения военной силы.

Непонимание авторами книги этой существенной разницы приводит к досадным ошибкам и недоразумениям. Например, один из разделов книги называется "От наблюдателей ООН - к миротворцам" (стр. 376). Прочитав такой заголовок, читатель начинает думать, что военные наблюдатели ООН ( то есть военнослужащие и гражданское полицейские ООН творящие мир без оружия с риском для своей жизни) вовсе не миротворцы!

Абсурдный заголовок. Это все равно что сказать "От офицеров вооруженных сил - к военнослужащим".

Путаница еще более возрастает, когда в разделе "В стране Львиных гор", наверное, самыми настоящими миротворцами объявляются вертолетчики, наносящие боевые удары для устрашения повстанцев в интересах операции ООН (стр.393-402).

На стр. 406 странно выглядит сочетание Натовские "миротворцы", где слово миротворцы дается в кавычках в сравнении с выражением миротворческая операция многонациональных сил на странице 408, где слово миротворческая дается уже без кавычек, хотя разговор идет о силовой операции.

Довольно неожиданно выглядит в тексте книги термин "военное миротворчество". Невольно хочется спросить, что этот термин означает? Есть ли его аналог в английском или французском языке?

Ниже идет статья, подготовленная членом Совета ветеранов Музея миротворческих операций бывшим военным наблюдателем ООН Анатолием Исаенко, после второго прочтения книги, выпущенной Институтом военной истории.


Немеркнущая слава...

После публикации моей первой заметки о книге "Немеркнущая слава" в вестнике "Голос миротворцев" № 177 (http://www.un-museum.ru/vestnik/177.htm#1), прошло довольно много времени. С тех пор произошло несколько событий, которые заставляют несколько иначе взглянуть на события, отображенные в этой книге.

Начну с главного. В прессе недавно появилось несколько статей, посвященных миротворческим операциям. В связи с этим мне вспомнился 1988 год, когда силы ООН по поддержанию мира были удостоены Нобелевской премии мира. К этому времени российские миротворцы уже пятнадцать лет находились на вахте мира. Следовательно, в этой награде есть и доля труда наших миротворцев. К сожалению, в книге об этом важном событии нигде не упоминается.

Продолжаю мысль о военных наблюдателях ООН. В книге подробно говорится о форсировании Суэцкого канала египетскими войсками и о последовавших за этим событиях. Здесь необходимо добавить, что египетские войска прошли прямо через наблюдательные посты ООН, развернутые по обим сторонам Суэцкого канала. Дело в том, что в 1967 году на восточном берегу канала было развернуто 8 наблюдательных постов ООН, а на западном - 7. С началом Октябрьской войны 1973 года все наблюдательные посты ООН на обоих берегах канала были закрыты до 9 октября, а военные наблюдатели ООН выведены в Каир. При этом два военных наблюдателя ООН погибло.

Через полгода после этих событий мы с французским военным наблюдателем ООН инспектировали египетские войска, расположенные в болотистой местности на восточном берегу канала севернее полностью разрушенного города Кантара. С нами находился и египетский офицер связи, владеющий английским языком.

Когда мы подъехали к берегу Суэцкого канала, где раньше находился наблюдательный пост ООН, французский офицер попросил меня остановить машину. Мы втроем вышли из джипа и направились в сторону канала. Здесь погиб французский наблюдатель.

Мы долго молчали. Затем мой коллега тихо спросил о том, как это произошло. Египетский офицер тоже тихим голосом примерно так объяснил происшедшее. Египетские войска форсировали канал и устремились на восток. Штурмовая группа приблизилась к наблюдательному посту ООН. В это время все, кто находился на наблюдательном посту, в том числе и израильский офицер связи, ушли в укрытие. Штурмовая группа продолжила поиск людей в помещении. Заметив среди укрывшихся израильского офицера, который пытался выскочить из укрытия, командос расстреляли и его и всех присутствующих.

До конца инспекции мы больше не разговаривали, а только вели записи. Я понимал состояние моего французского коллеги.

В настоящее время большое внимание привлечено к событиям в Ливане и вокруг него. Еще большее внимание к Ливану было привлечено в 1958 году. Об этом в книге сказано пятнадцатью строчками. Здесь следовало бы упомянуть и первую миротворческую миссию ООН в Ливане. Операция ООН в Ливане проводилась с 12 июня по 9 декабря 1958 года. Она была скоротечной и насыщенной. Группа наблюдателей в Ливане имела 18 самолетов, 6 вертолетов, 290 автомашин. Всего было развернуто 49 постов. Воздушное патрулирование проводилось как днем, так и ночью, причем вертолеты были оборудованы фотоаппаратурой. Миссия насчитывала 591 военного наблюдателя из 21 страны.

Сейчас в Ливане другие силы ООН. Однако в Благодатном полумесяце до сих пор мало благодати и нет мира под оливами.

Перейдем к другим темам. В прошлой заметке я упомянул имя Героя Советского Союза В.Ф. Голубева, бывшего военным советником в Египте. Из справочника я выписал о его биографические данные, затем взял газету "Красная Звезда" от 22 января 2005 г. Удивительное совпадение!!! В газете я нашел о нем статью под названием "Морской Покрышкин". На фотографии героя, кроме советских наград, имеется и орден Британской империи. Вскоре во время посещения музея Вооруженных Сил я обнаружил такой же орден среди наград маршала Василевского.

Хотелось бы также сказать слово и о военных медиках.. Их роль в боевых действиях за рубежами нашей страны трудно переоценить. Они спасали жизни участников боевых действий и в Сирии (1973 год), и в Эфиопии (1978 год), и в многих других странах...

Поговорим о терминологии. Возьмем схему на странице 193 "Боевые действия на Синае". Одна и та же дорога называется по разному: артиллерийская дорога и дорога артиллерии. На этой же странице изображена и поперечная дорога, хотя эта же дорога на 189-й странице называется "боковая дорога". В военном деле, а также часто в кроссвордах, эту дорогу называют "рокада". Я понимаю, что данные схемы взяты из иностранного источника без редактирования и без изменений. Но тогда об этом следовало бы сказать в примечании.

Не совсем удачно авторы книги используют термин "битва". Битва - древнерусский термин. В книге он используется недифференцированно. Например, надпись "Главные битвы" на схеме Синайского наступления в 1967 году (стр. 159) или "Битва за Иерусалим". Где же тогда бой, сражение или операция? Здесь же в боях за Иерусалим дается надпись: "Четверг", "Пятница" и два квадрата. Видно здесь что-то не закончено (стр.167).

Далее. Схема контрнаступления израильских войск на Голанских высотах 11 октября 1973 г. помещена в описании "Шестидневной войны" (стр.162). Здесь же в легенде после надписи "Израильские укрепления" указана стрелка, а не соответствующий знак инженерного сооружения.

Сравнивая таблицы на стр.189 и 193, не каждый читатель сразу обнаружит, что на первой схеме опорный пункт "Мифрекет" отсутствует, а на второй схеме он отображен. Можно было бы и не заметить это отсутствие. Однако я отношусь к этому весьма "пристрастно". Дело в том, что в марте 1974 года в районе этого опорного пункта мне пришлось под флагом ООН участвовать в поиске останков погибших в арабо-израильской войне. Это была гуманитарная операция "Омега", обозначенная последней буквой греческого алфавита.

Не могу не процитировать из книги (стр.190): "14 октября завершилось провалом и танковое наступление египтян... На следующий день израильские войска...форсировали Суэцкий канал и начали стремительное продвижение в сторону Каира". Хотя здесь же на схеме указано, что форсирование произошло не на следующий день, а 16 октября 1973 года.

Невольно вспоминается выражение из старого зарубежного кинофильма "Джон Браун дипломат": "Окружить противника, разбить его по частям и к вечеру почистить оружие".

Необходимо сказать, что израильтяне не только форсировали канал, навели мост, но и в дальнейшем насыпали дамбу через Суэцкий канал, что ускорило передвижение войск.

После разъединения враждующих сторон автору данных строк не раз приходилось без задержек проезжать по этой дамбе.

Перейдем к географии (стр.155/165). В нашей географической и исторической литературе принято писать р.Ярмук (не только приток реки Иордан, но и стоянка эпохи неолита, 6-е тысячелетие до н.э.), а не Ярмух.

Еще раз вернусь к иллюстрациям. После 64-й страницы, на 11-м листе дана фотография военных наблюдателей. Отметим, что снимок сделан не в 1974, как указано в книге, а в 1975 году.

На странице 149 представлена схема боевых действий на Синайском полуострове в 1956 году. Данная схема весьма примечательная, так как на ней показана железная дорога от Фирданского моста (на Суэцком канале) до Эль-Ариша. Ни на какой другой схеме этой дороги нет. Она исчезла. Израильтяне после 1967 года разобрали эту ж/д, а рельсы использовали для строительства опорных пунктов вдоль Суэцкого канала. И лишь в районе Эль-Ариша я видел остатки этой ж/д. А надо сказать, что в1945 году родственница бывшего президента Израиля Эзера Вейзмана проехала по этой действующей железной дороге с мужем от Александрии до Иерусалима. (См. Эзер Вейзман, "Крылья Победы").

Термин "вылазка" часто встречается в военной литературе. В книге он упомянут на стр.190 (см схему). Этот термин исторический. Цитирую по Военному энциклопедическому словарю: "Вылазка (ист.), внезапное нападение части сил гарнизона осажденной крепости или окруженного города на осаждающие войска...". Сошлемся на самый высокий авторитет - словарь В.И. Даля: "внезапное нападение осажденных на осаждающих". У меня хранится и английский вариант этой схемы. Думаю , что ради истории этот термин можно оставить, посмотрев кинофильм "Турецкий гамбит".

Пожелаем авторам книги дальнейших успехов в их благородном труде.

Бывший военный наблюдатель ООН
Исаенко Анатолий

Редакционный совет и Совет ветеранов Музея:
Гергель В.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
© 2001–2005 Музей миротворческих операций. Все права защищены.