Вестник Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 193
11 мая 2005 года
E-mail орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: +7 (095) 994–10–73
Е-mail: director@un-museum.ru;
http://www.un-museum.ru
Вестник издается
Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве.
Вестник рассылается
директорам школ и руководителям НПО в России и СНГ, российским миротворцам, работающим в миссиях ООН и ОБСЕ, ветеранам миротворцам в России и в Украине, а также представителям организаций системы ООН в России.
Subscribe / Unsubscribe

Содержание:


Из почты вестника: С днем Победы!

От: BKWSU Moscow <bkwsu@mail.ru>tu-net.ru>
Дата: 9 мая 2005 г. 12:34
Тема: С Днем Победы!

С Днем Победы!

Особые поздравления в этот совершенно особый Юбилей ветеранам Великой Отечественной Войны и служителям тыла, всем кто пережил зловещее время Отечественной Войны, всем защитникам Отечества – поздравление всем россиянам и всем, кто сегодня стремится сделать свой вклад во имя Мира на всей планете!

Пусть в этот благодатный день для России и всего мира все почувствуют особые чувства братской любви, счастье мирного неба. И пусть эти благодатные чувства станут вечными.

Сегодня каждый ветеран войны скажет: "Пусть никогда больше не будет войн!"

И это пожелание обязательно сбудется, когда человечество победит главных трех врагов: гнев, жадность и высокомерие.

Есть Закон: "Никто не может завоевать мир с помощью физического оружия. Силой насилия невозможно покорить никого". Покорить человеческое сердце может только совершенная любовь, чистота и добродетели. Сейчас наступило время, когда сам Бог, Всевышний Отец, помогает нам одержать главную победу из всех – Победу над всеми пороками. После этой Победы наступит Эра, когда мир забудет о войнах.

Давайте сегодня все вместе подарим миру минуту тишины как память ушедшим героям, минуту безмолвия для утверждения грядущей Великой Победы Добра.

Сестра на служении человечеству – Директор Центра Брахма Кумарис
Судха Рани Гупта


От: Rem Ustinov <r125@mail.ru>
Дата: 7 мая 2005 г. 17:12
Тема: НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ ДЛЯ ВСЕХ!

НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ ДЛЯ ВСЕХ!

Уважаемая редколлегия!

Спасибо Вам за публикацию моей статьи "С ЛЮБОВЬЮ К ЧЕЛОВЕКУ И ЕГО БУДУЩЕМУ" в вестнике "Голос миротворцев" № 192. Меня эта тема очень волнует. Как сделать так, чтобы она все больше и больше доходила до наших чиновников?

Пишу Вам в предверии празника 60 летия Победы! Пройдет и этот праздник. А оружие после него будут еще больше делать...
И опять все это будет для нового праздника. Но не будет его... А жаль, что этого не понимают НАШИ ВЕРШИТЕЛИ судеб людей!

Я буду прилагать все свои оставшиеся силы для достижения понимания: "НАДО ОСТАНОВИТЬСЯ, ОГЛЯНУТЬСЯ и РЕШИТЬ, ЧТО ВСЯ ПРЕДЫДУЩАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ЭТО ИСТОРИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НАД ЧЕЛОВЕКОМ! И НАДО НАЧИНАТЬ НОВУЮ ИСТОРИЮ, ДЛЯ СПАСЕНИЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ - НА БАЗЕ ЛЮБВИ И УВАЖЕНИЯ К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ!!!

Спасибо Вам, за Вашу неутомимую работу создания НОВОГО МЫШЛЕНИЯ !

С уважением,
Рэм Юстинов,
Ярославль


От: Andrey Lymar <huminfo@gcnet.ru>
Дата: 7 мая 2005 г. 9:53
Тема: Н

С наступающим праздником 60-летия Победы! С добрыми чувствами и благодарностью.

Андрей Лымарь


Подарок музею от гражданского полицейского ООН А.В.Диденко

В канун 60-летия Победы в Музей миротворческих операций пришла посылка из города Тамбова, где проживает победитель прошлогоднего конкурса "Миротворец Года" Анатолий Диденко.

Здравствуйте, уважаемый Валерий Владимирович!

К сожалению, не имел возможности ответить на Ваше письмо своевременно, такая возможность представилась только сейчас. Прежде всего, хотел бы (теперь уже лично) от всей души поблагодарить Вас за столь высокую оценку моего скромного вклада в миротворчество. Присвоение мне почетного звания "Миротворец Года" является для меня очень большой честью. Но я воспринимаю его не столько как оценку моего личного вклада в наше общее дело, сколько как оценку деятельности всего нашего российского полицейского контингента, проходящего службу на территории Косово.

Большое спасибо еще раз за то внимание, заботу и доброе отношение, которое вы постоянно проявляете к миротворческой деятельности сотрудников МВД России...

Высылаю Вам кое-что из моих личных вещей и некоторые фотографии...

Буду рад оказать Вам помощь в Вашей благородной деятельности по воспитанию подрастающего поколения.

Всего Вам самого доброго!

С уважением,
А.В.Диденко

Среди предметов, переданных Музею миротворческих операций Анатолием Викторовичем Диденко, личные предметы экипировки миротворца, а также несколько документов, относящихся к прохождению службы в миссии ООН.

Опись предметов

1. Флаг ООН (90х60 см, nylon)
2. Голубой берет миротворца ООН с металической эмблемой "United Nations - Nations Unies".
3. Голубой шарф участника миротворческой миссии ООН.
4. Нарукавная повязка с эмблемой ООН.
5. Кеппи участника миссии ООН голубого цвета с матерчатой эмблемой "United Nations - Nations Unies".
6. Погоны подполковника милиции России.
7. Матерчатые эмблемы "United Nations - Nations Unies".
8. Буклет " United Nations Civilian Police" (UNPROFOR).
9. Брошюра "UNPROFOR. Facts Sheet, 2 March 1994".
10. Ксерокопия документа United nations Protection Force. Organization - OKUCANI UNCIVPOL STATION, 10 October 1993.
11. Фотография подполковника милиции А.В.Диденко в парадной форме сотрудника российской милиции.
12. Наклейка "UNPROFOR/ U SLUZBI MIRA"


Из дневниковых записей Анатолия Исаенко: Эль-Аламейн

Эль Аламейн
(Военная история. К 60-летию Победы)

17 мая 1974 года. Орган по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП). Египет, город Каир.
Продолжаю вести дневниковые записи.

Известно, что и Первая, и Вторая мировые войны коснулись территории Египта. Случилось так, что когла я учился в Военном институте иностранных языков на экзамене по военному искусству преподаватель задал мне широкий вопрос: "Расскажите мне о высадке десанта на острове Сюмусю (о. Шумшу, Курильские острова) и о битве при Эль-Аламейне".

На первый вопрос мне удалось ответить давольно хорошо, а вот в отношении Эль-Аламейна пришлось сделать еще один заход к экзаменатору. Поэтому эту битву в Египетской пустыне я хорошо запомнил.

В моем блокноте сохранилась выписка из военного словаря: "ЭЛЬ-АЛАМЕЙНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ, проводилась с 23 октября по 4 ноября 1942 года британской 8-й армией под руководством Б. Монтгомери в Северной Африке во время Второй мировой войны. В ходе операции 8-я армия ( 230 тысяч человек, 1440 танков, 2311 орудий, 1500 самолетов) нанесла поражение армии "Африка" (около 80 тысяч человек, 540 танков, 1219 орудий, 350 самолетов, командующий Э. Роммель).
Итало-немецкие войска потеряли 55 тысяч человек, 320 танков, около 1 тысячи орудий. Победа в Эль-Аламейнской операции была первым значительным успехом британской армии в Северо-Африканской кампании 1940-1943 гг. В западной литературе значение операции сильно преувеличено ...".

И вот через семь лет после окончания альма-матер я уже как полгода военный наблюдатель ООН в Египте (всего от СССР - 36 наблюдателей на Ближнем Востоке). Благодаря усилиям нашей дипломатии - это глубокий военно-дипломатический прорыв...

Мы интересовались военной историей. В военной академии Насера в Каире была прочитана лекция для военных наблюдателей ООН на тему: "Битва при Эль-Аламейне ". Присутствовало 26 наблюдателей, в том числе восемь советских. Лекцию читал бригадир египетской армии Шериф - преподаватель академии. Посмотрели фильм о визите в Каир и Эль-Аламейн фельдмаршала Монтгомери (1887 - 1976) в мае 1967 года (кстати, награжденного нашим орденом "Победа"). Лекция была организована хорошо. Однако, как мне показалось, военные вопросы были раскрыты не полностью. Значительное внимание было уделено личности Монтгомери и цитированию его мемуаров. Я записал лекцию в блокнот, зарисовал схемы.

После лекции за чаем, бригадир Шериф сказал, что эта битва, конечно, не может сравниться по масштабам с теми операциями, которые проводились на советско-германском фронте. Битва изучается во всех военных учебных заведениях Египта. Посмотрели библиотеку академии - много книг на иностранных языках. Фельдмаршал Монтгомери подарил бригадиру Шерифу книгу с дарственной надписью.

В заключение встречи американский наблюдатель капитан Бауэр от имени всех военных наблюдателей ООН вручил бригадиру Шерифу сувенир с ооновской символикой.

19 мая 1974 года.

Египетское командование организовало поездку в Эль-Аламейн. Группа военных наблюдателей, в том числе шесть советских, посетила Александрию и Эль-Аламейн. В Эль-Аламейне мы побывали в музее битвы. Музей открыл в 1965 году президент Насер. Посмотрели экспонаты, в том числе образцы вооружения, планы, карты, портреты Монтгомери и Роммеля, флаги государств, участвовавших в битве (Англия, Новая Зеландия, Австралия, Индия, Греция, Франция и др. ).

Мое внимание привлек экспонат из воска под названием "Роммель в оазисе Сива".

Александр Македонский также побывал в оазисе Сива и поклонился богу Амону. Вспомнилось стихотворение Ивана Бунина "Александр в Египте". Какая фантазия !!!:

К оракулу и капищу Сиваха
Шел Александр. Дыханием костра
Дул ветер из пустыни. Тучи праха
Темнили свет и рвали тень шатра.

Из-под шатра с верблюда, в тучах пыли,
Он различал своих проводников:
Два ворона на синих крыльях плыли,
Борясь с косыми вихрями песков.

И вдруг упали вихри. И верблюды
Остановились: медленно идет
Песками змей, весь черный. Изумруды
Горят на нем. Глаза - как мутный лед.

Идет - и вот их двое: он Великий,
И змей, дрожащий в солнечном огне,
Рогатый, мутноглазый, черноликий,
Весь в самоцветах пышных, как в броне.

"Склони чело и дай дорогу змею!" -
Вещает змей. И замер царь… О, да!
Кто назовет вселенную своею?
Кто властелином будет? И когда?

Затем побывали на итальянском мемориале. Сделал записи в блокноте. Посетили небольшой музей итальянских частей. Весь комплекс оформлен довольно интересно. Мне пригодилось знание итальянского языка. Переводил надписи, пояснения. Купил брошюру об итальянском мемориале. По дороге на Александрию итальянцы поставили камень-монумент с надписью:
"MANCO. LA FORTUNA. NON. VALORE " - отсутствие фортуны, но не храбрости или иначе - они были храбрыми, но судьба их подвела. Как известно, до Александрии итальянцам оставалось пройти 110 км.

Направились к немецкому мемориальному комплексу-кенотафу (В. Даль: "кенотафия - род памятника покойнику, гробница, но не в том месте, где он погребен). Оформление ординарное, в форме высокого шестигранника. Зашли во внутрь комплекса - темно, мрачновато.

Большую часть времени провели на очень впечатляющем английском военном кладбище. На могилах установлены мемориальные стелы и плиты. На военном кладбище всего 7 367 могил. Можно было бы походить с карандашом и записать эпитафии, но не было времени. На каждой могиле имеется надпись, как правило краткая выдержка из Библии. На могилах неизвестных солдат имеются также надписи. Например, неизвестный солдат - погиб за Францию.

При входе на кладбище на верху ограды сделана длинная надпись на английском языке. В нашей литературе мне не приходилось ее встречать. Вот ее перевод: "В этой крытой аркаде начертаны имена солдат и летчиков Британского содружества и империи, которые погибли, сражаясь на земле или в воздухе, где встречаются два континента, и кому военная фортуна отказала в известной и достойной могиле. Со своими товарищами, которые покоятся на этом кладбище, со своими товарищами по оружию Военно-морских сил Великобритании, и с моряками торгового флота они сохранили для Запада связующее звено с Востоком и изменили ход войны".

На стенах павильона-кенотафа начертаны 11 945 имен тех, кто в разное время погиб в Северной Африке, их могилы не известны. Встречаются и русские фамилии.

Прямо на дорожке, ведущей на кладбище, начертаны такие слова: Их имена живут вечно во славу Бога и на вечную память восьмой армии, 23 октября - 4 ноября 1942

Возле музея собраны образцы танков и артиллерийских орудий обеих воюющих сторон. Выехали в пустыню. Там, где проходили передовые минные поля, установлены знаки-монументы: "Передовое минное поле англичан (немцев) ".

Наши наблюдатели проявили большой интерес к этой экскурсии. Поездка имела важное значение. Мы убедились в масштабе и значении этой битвы. В октябре 1942 года у англичан в Северной Африке было 10 дивизий, у немцев с итальянцами - 12 . Спрашивается, где же решался исход второй мировой войны - там, где было 266 дивизий врага (советско-германский фронт) или там, где их было 12?

Позже я пересмотрел свое отношение к этой битве, но запись в дневнике оставил прежней. Отметим, что английский премьер У.Черчилль сказал: "До Эль-Аламейна у нас не было побед, после него не было поражений".

Наши писатели не обошли вниманием это сражение. У писателя Героя Советского Союза Сергея Борзенко есть повесть "Эль-Аламейн" (1961 г.), в которой он рассказывает о наших танкистах, сражавшихся в Западной пустыне.

Кроме того, "африканцы" упоминаются в книге А.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ " : …и еще в 1943 были какие-то отбившиеся ни на кого не похожие потоки вроде "африканцев", долго так и называвшиеся в воркутинских строевках. Это были русские военнопленные, взятые американцами из армии Роммеля в Африке ("hiwi" )… И эти "африканцы" жили на Воркуте…: их не охраняли, но без пропусков они не могли сделать по Воркуте ни шагу, а пропусков у них не было; им платили зарплату вольнонаемных, но распоряжались ими как заключенными. А особое распоряжение так и не шло. О них забыли …
(А. Солженицын. Малое собр. соч., т. 5, гл.2, стр. 68. Архипелаг ГУЛАГ, М.1991 )

Несколько статей об Аламейне написал корреспондент газеты "Труд" Беляков В.В.

За время моей службы военным наблюдателем ООН на Ближнем Востоке мне пришлось побывать на многих ухоженных английских военных кладбищах, где покоятся участники двух мировых войн. Пожелаем им вечного покоя: "Requiem aeternam dona eis, Domine, et lux perpetua luceat eis" - "Вечный покой даруй им, Господи, и вечный свет пусть светит им".


Добрые дела миротворцев школы № 2 г.Костомукши (республика Карелия)

Уважаемые коллеги!

Мы подвели предварительные итоги по весенней миротворческой акции и начали обсуждать кандидатуры детей на награждение значком "Юный миротворец". Клуб друзей мира "Глобус", миротворческие отряды, учащиеся средней школы № 2 им. А.С.Пушкина приняли активное участие в Весенней миротворческой акции (15 апреля - 15 мая 2005 г.)
В рамках Весенней акции прошли следующие мероприятия:

1. Проведение педагогического совета по теме акции (2.04), участвовали все учителя школы
2. Проведение миротворческого совета по теме акции (3.04) , участвовали совет миротворческих отрядов,
актив классов
3. Проведение тематических классных часов с 4 по 8.04, участвовали все классы среднего и старшего звена.
4. Согласование акции с советом ветеранов (11.04).

КТД "РАВНЕНИЕ НА ПОБЕДУ"

5. Мастер-классы провели ветераны войны с 15 по 28.04. Участвовали 8 ветеранов, 600 учащихся
6. Конкурс учащихся по истории В.О.войны 1941-1945 г. с с 15 по 29.04. Участвовали с 5 по 11 класс
7. Тематические чтения , посвящённые 60-летию Победы" 15 апреля. Участвовали 10 ветеранов, миротворческие отряды
- 200 человек, гости
8. День молодёжного труда (субботники) 29.04. Участвовали все учащиеся школы - около 700 человек, 25 учителей
9. День Земли по спец. плану экологической секции (22.04. Участвовало 300 учащихся
10. Участие миротворческих отрядов в демонстрации 1.05. Приняли участие все миротворческие отряды школы
11. Акции "Милосердие", "Доброе сердце", "Я с тобой, ветеран" с 15.04 по 1.05, приняли участие все учащиеся школы
12. Кадетский пост у памятника погибшим "Никто не забыт и ничто не забыто" с 20 по 9 мая
13. Встреча мира и дружбы - приезд друзей из Финляндии (25 человек) 7 апреля, участвовали 70 человек
14. Участие делегации миротворческих отрядов в международном семинаре с 8 по 11.04, участвовали 15 человек
15. Поездка делегаций миротворческих отрядов на парад Победы в Петрозаводск (27 человек) и в Москву (3 человека) - поедут на 9 мая.

Ответственный за проведение акции - Лучинская Татьяна Власовна.

Директор школы № 2 им. А.С.Пушкина - Молчанова Лариса Дмитриевна.


Открытие памятника странам антигитлеровской коалиции в г.Москве

7 мая в 14 часов на Поклонной горе состоялось торжественное открытие памятника странам-участницам антигитлеровской коалиции. На митинге, посвященном этому событию, присутствовали власти города Москвы, представители дипломатического корпуса стран антигитлеровской коалиции, а также представители Совета детского общественного движения Москвы, в том числе юные миротворцы из клубов и отрядов "Богородское" (школа № 318 ВАО), "Миротворцы" (школа № 789, ЗАО), "Юные миротворцы" (школа № 554 ЮЗАО).

Перед открытием памятника, выполненного в виде скульптурной группы, представляющей воинов четырех стран - СССР, США, Великобритании и Франции на фоне стелы, увенчанной эмблемой Организации Объединенных Наций, перед собравшимися выступили Мэр Москвы Юрий Лужков, 1-й заместитель министра иностранных дел Юрий Лощинин и дуайен дипломатического корпуса в Москве г-н Рамис Ризаев. Открытие памятника стало одним из мероприятий программы, посвященной празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

На следующий день 8 мая к подножию памятника странам антигитлеровской коалиции возложил цветы Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан, приглашенный в Москву на празднование 60-летия Победы. Станет ли памятник, сооруженный архитекторами А.В.Кузьминым, И.Н.Воскресенским и скульпторами С.А. Щербаковым, М.В.Переславец и С.С.Щербаковым, местом паломничества для сотрудников ООН, покажет время.


Интервью корреспонденту РИА "Новости"

В канун празднования Дня Победы научный руководитель Движения юных миротворцев кандидат исторических наук Валерий Гергель ответил на вопросы корреспондента РИА "Новости" Ольги Соболевской.

1. Расскажите, пожалуйста, о тех мероприятиях, которые проводятся Советом детского общественного движения Москвы накануне 60-летия Победы.

В канун 60-летия Победы Совет детского движения Москвы проводит целую серию мероприятий. Это - и подготовка детей к участию в маршах ветеранов Великой Отечественной войны, которые будут проводиться в административных округах 8 и 9 мая, и проведение акции "Рубежи славы", предусматривающей выход детей к памятникам защитникам Родины для приведения их в порядок и создания паспортов памятников, и сбор материалов для Книги памяти, а также подготовка детских общественных объединений к Торжественному маршу ветеранов на Красной площади 24 июня. Как известно, в этом году исполняется 60 лет Параду Победы. К сожалению, с каждым годом остается все меньше ветеранов, участвовавших в этом параде. В настоящее время в детских общественных объединениях Москвы составляются списки детей, которые пройдут торжественным маршем по Красной площади вместе в ветеранами. Перед тем, как выйти на Красную площадь детям и подросткам предстоит хорошо потренироваться. С этой целью будут открыты лагеря по подготовке к параду.

2. Какие мероприятия накануне праздника проводит Движение юных миротворцев?

С 15 апреля по 15 мая клубы и отряды юных миротворцев проводят ставшую традиционной Весеннюю миротворческую акцию. Это добровольческая акция, в ходе которой дети проводят субботники, организуют встречи с ветеранами, дают концерты в детских домах, участвуют в многочисленных конкурсах, посвященных Победе в Великой Отечественной войне. По итогам этой акции общеобразовательным школам и детским миротворческим организациям будут вручаться свидетельства Школ Мира. Кроме этого, некоторые организации принимали участие в мероприятиях, связанных с вручением ветеранам медали 60-летия Победы. Так, отряд юных миротворцев "Богородское" на базе школы № 318 Восточного административного округа Москвы (руководитель - Строганова В.В.) организовал несколько концертов и вручил медали 100 ветеранам. В настоящее время отряд юных миротворцев "Отрада" в Северо-Восточном административном округе (руководитель Сидоров В.А.), готовится к участию в театрализованной части Парада на Красной площади 9 мая, а миротворческий парламент школы № 271 (руководитель - Барчунова И.В.) 29 апреля примет участие в акции "От всей души" - чествовании в связи с днем Победы живущих в Москве Героев Советского Союза, Социалистического труда, ветеранов войны и ветеранов трудового фронта. Не менее напряженная работа проводится детскими миротворческими организациями в Юго-Западном, Юго-Восточном, Северном, Западном, Северо-Западном округах столицы.

3. Как в целом обстоит в стране дело с патриотическим воспитанием?

Вы задали непростой вопрос. Здесь ситуацию нужно рассматривать в динамике и, возможно, по регионам. Что касается столицы, то 3-4 года назад мы вообще не могли себе представить, что наши дети будут с гордостью маршировать по Красной площади. Сомнения развеялись, когда нам предложили принять участие в Торжественном марше ветеранов 7 ноября 2003 года. Мы опросили детей и оказалось, что практически все дети-миротворцы (в Москве насчитывается более 1000 членов детских миротворческих организаций) готовы принять участие в этом патриотическом мероприятии. К сожалению, в 2003 году не было таких интенсивных строевых тренировок как в 2004 году. Но, несмотря на это, более 2000 представителей Совета детского движения Москвы прошли вместе с ветеранами войны по Красной площади 7 ноября в связи с 62-й годовщиной военного парада 1941 года. В этом первом Торжественном марше приняло участие более 100 юных миротворцев, которые прошли под флагами Российской Федерации и ООН, являющихся официальными символами нашего Движения. Еще лучше наши дети прошли вместе с ветеранами по Красной площади в ноябре 2004 года.
Возвращаясь к Вашему вопросу, могу сказать, что за последние годы в детской среде идет рост патриотических настроений. Об этом свидетельствуют сочинения по теме "Как я понимаю термин "миротворец", которые пишут вступающие в наше движение дети. Однако несмотря на это, патриотическое воспитание (здесь нужно сказать шире - гражданско-патриотическое воспитание) пока еще не получает адекватную поддержку со стороны власти. Ратуя на словах за воспитание патриотов, федеральная власть пока еще делает мало для воспитания гражданина и патриота России. Возможно, это связано с затянувшейся административной реформой государственного аппарата и вызванного этим сумбура в головах чиновников. В стране нет четко сформулированной молодежной политики. Создаваемые, возможно, с целью воспрепятствовать "цветным революциям" некоторые молодежные организации открыто демонстрируют свой патриотический характер. Однако, не окажется ли их патриотизм чисто декларативным сказать трудно. Материальное стимулирование за патриотизм может сыграть с властями плохую шутку.

4. Современные подростки мало знают о Великой Отечественной, равно как и о других событиях российской истории 20 века. Как, на Ваш взгляд, можно заинтересовать их историей и повысить уровень их знаний?

В городе Москве после проведения коллегии департамента образования по историческому образованию был создан Центр исторического образования. Его возглавляет известный историк С.И.Козленко, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Московского института открытого образования. За год с небольшим работы этот центр сделал немало. Например, недавно завершился общегородской конкурс "Знатоки истории Великой Отечественной войны", заключительный этап которого проходил в Центральном музее Вооруженных сил. Многие команды показали неплохие результаты и жюри конкурса было непросто определить победителя. Большую роль в повышении уровня исторических знаний играют олимпиады по истории и другим общественным дисциплинам. Победители этих олимпиад имеют привилегии при поступлении в ВУЗы. Возможно, нужно идти и дальше в этом направлении…

5. Насколько успешно развиваются детские гражданско-патриотические объединения и какие именно?

Могу проиллюстрировать на примере Движения юных миротворцев. В прошлом году мы подросли на 200 человек. Такая же динамика отмечается и в этом году. Хорошо развиваются и некоторые другие детские организации, например такие, как "Новая цивилизация", Ассоциация Витязей, "Преображение".
У нас возникла даже проблема. Например, в Северо-Восточном округе Москвы есть миротворческие отряды, насчитывающие по 50 человек. По всем меркам это уже перебор. Оптимальная нагрузка на одного педагога-организатора может быть максимально 25-30 человек. Если детей больше, то очень трудно заниматься их воспитанием. Несмотря на это родители школы № 271 поставили перед руководителем школьного миротворческого парламента Ириной Всеволодовной Барчуновой вопрос о дополнительном приеме в детскую миротворческую организацию школы. Как известно, родители как никто иной заинтересованы в воспитании и позитивистской социализации своих детей. Пока решения этой проблемы в средней школе № 271 не найдено…
Как решался этот вопрос раньше? В советское время существовал институт вожатых и на его базе создавались пионерские отряды и дружины в школах, обеспечивая функционирование пионерской организации, которая была государственно-общественной организацией, приносившей очень большую пользу обществу и государству. Сейчас время изменилось, стал актуален вопрос о создании объединенной общественной детской организации Москвы, а создать детскую организацию без взрослого руководителя невозможно.
Для обеспечения дальнейшего роста детских общественных объединений, в том числе и нашего Движения юных миротворцев нужны подготовленные кадры педагогов-организаторов. Нашему движению в целом везет. За 4 года работы курсов Московского института открытого образования (ранее МИПКРО) по гражданскому воспитанию в духе культуры мира и миротворчества было подготовлено более 200 человек. Это пока и обеспечивает наш рост. Но что могут сделать две сотни педагогов-организаторов, когда только в Москве насчитывается около 2 тысяч общеобразовательных школ?

6. С чем связан их успех?

Мне кажется, что успех достигается там, где педагоги уходят от стереотипов в воспитании, где удается создать образ привлекательного для детей положительного героя. Посудите сами, кому из детей не хочется стать миротворцем (позитивистский смысл этого слова был заложен в библейской 7-й заповеди "Блаженны миротворцы, ибо их нарекут сынам божиими") или "навигатором" - членом организации "Новая цивилизация", которую в Москве возглавляет Наталья Белоусова. В летних лагерях для навигаторов "Новой цивилизации" проводятся экономические игры, позволяющие легко разбираться в хитросплетениях рыночной экономики и вообще быть на уровне современных требований...
Хочется еще привести пример из опыта работы в регионах России. В Мордовии есть Движение ушаковцев. Взяв в качестве примера для детей образ великого русского флотоводца Ушакова, руководитель детской организации Наталья Курочкина сумела за несколько лет создать эфективно действующую саморазвивающуюся организацию, способную успешно решать задачи гражданского и патриотического воспитания молодежи. Местная власть оказывает ей помощь в дальнейшем развитии этого движения…

7. Насколько государство сегодня принимает участие в формировании и деятельности таких организаций (или они созданы исключительно по общественному почину)?

Правительство пока еще не сформулировало свой госзаказ на детскую организацию. Создаваемые кое-где государственные структуры по поддержке детского движения иногда затрудняют работу уже существующих (выживших в непростых условиях рынка) детских организаций, так как притягивают к себе слабый ручеек финансовых средств. Самой лучшей помощью детским общественным организациям могло бы быть прямое их финансирование из государственного бюджета. Ведь каждая позитивистская детская организация не только отвлекает детей от алкоголизма, наркомании и уголовщины, но выполняет и важную общественную функцию - обеспечивает социализацию ребенка как гражданина и патриота. Это лучшая форма профилактики от социальных болезней века, обеспечивающая гражданское становление подрастающего поколения.
Идея госзаказа на детскую организацию родилась в ходе информационной кампании "Нет насилию на экранах!" в Общероссийском союзе "Гражданское общество - детям России", объединяющем более 500 общественных организаций России. В поддержку этой кампании по России было собрано несколько десятков тысяч подписей, что способствовало разработке законопроекта об информационной безопасности детей и молодежи.

Редакционный совет и Совет ветеранов Музея:
Гергель В.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
© 2001–2005 Музей миротворческих операций. Все права защищены.