Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 63
9 октября 2002
Вестник Музея миротворческих операций (http://www.un-museum.ru/vestnik/index.htm) Издается с 13 февраля 2001 года.

Содержание:

  • К Дню учителя: Спасибо на добром слове
  • Подарок участника операции в Косово
  • Круглый стол Сети школ мира
  • Приложения:
    1. Информационное письмо о миротворческой акции "Декада добрых дел".
    2. Условия участия в Декаде и заявка участника.
    3. Учебный материал для проведения классных часов "Добровольчество и миротворческое движение молодежи.

К Дню учителя: Спасибо на добром слове

Хотите верьте, хотите нет, только школы мира и дети-миротворцы вдруг попали на страницы самых популярных газет.
Возможно, это произошло благодаря визиту Уполномоченного по правам человека Олега Миронова в школу № 554 .
А может быть просто время пришло...

Вот названия нескольких статей:
- "Равнение на право", автор: Ольга Мирер - Российская газета, номер № 3047;
- "Центр вселенной на Юго-Западе", автор Антон Елин - Известия от 23 сентября 2002 года;
- "Детям московской школы № 554 подарили их права", автор Диана Литвинова - Комсомольская правда от 23 сентября 2002 года , выпуск № 173-п.

Побывав в школьной обстановке какие-нибудь 50 минут журналисты этих солидных изданий сумели увидеть многое. И то, что юные миротворцы изучают историю защиты Отечества и основы миростроительства ООН, физическую подготовку и основы службы спасения, и то, что в школе мира к добровольческим акциям - например, сбору игрушек для детского дома, подключаются даже младшие классы.
Тематика миротворчества проходит красной нитью и в творческих работах детей. Настя Волкова и Борис Гуккаев написали работу о польских миротворцах, а батик Оли Холкиной был отправлен в прошлом году в Южную Африку на Всемирную конференцию ООН по борьбе против расизма... А еще в школах мира дети проводят декады добрых дел и миссии мира...

Для любого родителя услышать такое - бальзам на душу. Ведь каждому хочется, чтобы его ребенок вырос добрым и отзывчивым человеком. А тут вот такая школа мира имеется. Поэтому если настало время отдавать его, родное чадо, в школу, то надо отдать именно в такую школу, где детей учат только хорошему и доброму. Вот какой вывод может сделать любой родитель, прочитав на страницах вышеназванных изданий перечисленные статьи.

Спасибо, дорогие журналисты за добрые слова о школах мира и общественно полезной работе детей. А то ведь как-то мы, педагоги, соскучились, да и не только мы одни, по добрым словам. Какую газету не откроешь - везде мрак и страшилки.
Кто-то что-то украл, кого-то покалечили или вообще жизни лишили и так далее и тому подобное.
От таких новостей и "крыша" может поехать (извините за жаргон).

Разрешите, дорогие журналисты, за Ваше доброе дело сказать Вам в День Учителя, наше простое слово. Пишите, родные, больше о добром и хорошем. Станет больше в газетах позитива, может быть и читатель изменится в лучшую сторону. Ведь не все так уж плохо в нашем королевстве. А там, глядишь, и вся страна постепенно выправится...

С Днем учителя Вас!


Подарок участника операции в Косово

Недавно по e-mail в Музей пришел подарок от Ольги Мокровой из Косово - фотография миротворцев на чек-поинте в Косово. Фотографию комментировала надпись:
Privet vsem iz Kosovo! Ulybnites'!
Olga

Честно говоря, мы сначала не поняли юмора. Только на второй день сообразили повнимательнее прочитать надпись на фотографии на "английском"... Потом посмеялись от души. Все-таки наши миротворцы-солдаты - ребята с юмором.

Фотографию, присланную из Косово, можно увидеть здесь

Большое спасибо и Вам Оля, и всем другим нашим дарителям. Ведь из этих дарений и складывается история миротворчества ООН, и нашей страны, как полноправного участника всемирного миротворческого процесса. Имена людей, безвозмездно передавших в в 2001-2002 гг. в наш музей экспонаты, связанные с историей миротворчества, можно найти здесь

Пока нас так много, есть надежда, что когда-нибудь в России откроется большой и просторный государственный музей миротворчества, где переданные Вами экспонаты займут достойное место...


Круглый стол Сети школ мира

8 октября в здании МИОО (Москва, Пречистенский переулок, д.7-А, ауд. 24) в формате круглого стола состоялось первое занятие курса по гражданскому воспитанию в духе миротворчества кафедры социально-гуманитарных дисциплин.
В ходе круглого стола были:

а) подведены итоги летней оздоровительной кампании. Перед собравшимися выступили Строганова В.В., руководитель городского отряда юных миротворцев; Дубоносова Г.Н., координатор проекта "Модель миротворчества ООН - Сеть школ мира" средней школы № 554; Сережа Портоне, юный миротворец-участник миссии мира в Украине; Петрова Е.Н., заместитель директора центра "Лидер";

б) обсужден План общественно активных мероприятий Сети школ мира на 2002/2003 учебный год. Было решено:

- провести миротворческую акцию "Декада добрых дел" с 1 по 10 декабря при содействии Информационного центра ООН в Москве и Представительства Программы развития ООН;

- принять участие в проекте "Кисточка мира", предусматривающего выставление лучших творческих работ, посвященных миру, в Третьяковской галерее.

- организовать фестиваль Российских видов спорта (28 февраля-1 марта 2003 г.) на базе средней школы № 271 Северо-Восточного окружного управления образования;

- провести Весеннюю миротворческую акцию (с 15 апреля по 15 мая 2003 г.);

- провести миссии мира юных миротворцев в июне, июле и августе 2003 года.

В заключение перед собравшимися выступил национальный координатор Проекта "Ассоциированные школы ЮНЕСКО" А.Б.Лымарь, предложивший школам мира принять участие в семинаре "Стандарты образования и международная деятельность современной школы", который пройдет с 17 по 25 ноября 2002 года в Минске (республика Беларусь), Бялостоке (Польша) и в Берлине (Германия).
Семинар проводится на хозрасчетной основе, поэтому стоимость участия одного человека (или педагога, или юного миротворца 14-18 лет) - 450 у.е.
Посовещавшись, приняли решение, что на семинар поедут желающие, а Музей, со своей стороны, обратится с ходатайством к окружным управлениям образования оказать посильную материальную поддержку.

Кроме того, было решено, что если количество представителей школ мира на семинаре достигнет 15 человек, то Сеть школ мира и юные миротоврцы выступят на семинаре со своей собственной программой.

Таким образом, всем, кто готов участвовать в семинаре, необходимо сообщить об этом по телефону (095) 994-10-73. После этого Совет ветеранов Музея сможет направить соответствующее ходатайство в округ, районную управу или спонсору.


Приложения:

Информационные письмо

ДЕКАДА ДОБРЫХ ДЕЛ
Миротворческая акция школьников, посвященная
Международному дню добровольцев
(1-10 декабря 2002 года)

"Декада добрых дел" - миротворческая акция детей,подростков и учителей. Она проводится юными миротворцами и добровольцами в соответствии с Комплексной городской программой "Москва на пути к культуре мира" и приурочена к следующим знаменательным датам в истории России и международного сообщества:

- 1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом;
- 3 декабря - Международный день инвалидов;
- 5 декабря - Международный день добровольцев;
- 6 декабря - 61-я годовщина Московской битвы;
- 10 декабря - Международный день прав человека.

Цель акции: развитие молодежного миротворческого движения, формирование в школах клубов и дружин для оказания помощи ветеранам, инвалидам детства и малоимущим во взаимодействии с органами социальной защиты и ветеранскими организациями.

Акция проводится под девизом: "Через добрые дела к миру и взаимопониманию" в соответствии с программой курса по проблемам гражданского воспитания в духе миротворчества Московского института открытого образования.

Для участия в акции приглашаются школы мира, молодежные миротворческие организации, а также коллективы школ, гимназий и лицеев, разделяющие идеалы и ценности культуры мира и миротворчества.

В план миротворческой акции организаций юных миротворцев и образовательных учреждений включаются мероприятия, способствующие положительным переменам в жизни людей в интересах достижения мира и согласия, в том числе:

а)оказание помощи ветерану войны, инвалиду, ребенку-сироте или пожилому человеку;

б)благоустройство школьного двора или своего микрорайона или другие добрые дела в рамках программы "Мой двор, мой подъезд";

в)организация семинара, конференции, праздничного концерта или конкурса рисунков, посвященного добровольному служению обществу во имя мира;

г)выпуск стенной газеты, посвященной культуре мира и миротворчеству;

д)поддержка нуждающегося в помощи одноклассника;

е)и все другие добрые дела, способствующие увеличению критической массы доброты в окружающем мире.

Акция проводится при поддержке Юго-Западного окружного управления образования, Музея миротворческих операций и содействии Информационного центра ООН в Москве, Представительства Программы развития ООН в РФ, Программы "Добровольцы ООН" и других организаций.

По итогам акции коллективам юных миротворцев и образовательным учреждениям будут вручаться свидетельства признания. Участники акции будут приглашены принять участие в миссиях мира, проводимых в рамках проекта "Модель миротворчества ООН - Сеть школ мира".

 


УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ
В МИРОТВОРЧЕСКОЙ АКЦИИ "ДЕКАДА ДОБРЫХ ДЕЛ"

Для включения образовательного учреждения (молодежного клуба) в состав участников "Декады добрых дел" необходимо:
1. Получить согласие и поддержку на проведение миротворческой акции от педагогического и ученического совета учреждения.
2. Подготовить заявку в соответствии с прилагаемой формой.
3. Направить заявку в МИОО до 1 ноября.

ЗАЯВКА

Доценту кафедры
социально-гуманитарных дисциплин МИОО
Гергелю В.В.

Прошу включить школу №_______ в состав участников миротворческой акции "Декада добрых дел", посвященной Международному дню добровольцев. План "Декады добрых дел" школы (с 1 по 10 декабря с.г.) включает следующие мероприятия:


п.п.
Мероприятия
Дата и время проведения
Количество участников
Примечание
(место проведения)
1
Проведение педагогического (ученического) совета по теме акции
До 1 ноября
   
2
Выпуск стенгазеты и проведение классных часов
До 20 ноября
   
3
Согласование акции с управой      
4
       
5
       


Ответственное лицо за организацию декады в школе -________________(ф.и.о.),

тел. ___________


Директор школы____________________________ (подпись)

М.П.

 


Добровольчество и миротворческое движение молодежи
(Материал для проведения классных часов в школах мира)

Корни российского добровольчества (сделать что-то доброе, по доброй воле помочь нуждающимся) уходят в глубь российской истории, когда россияне, воспитанные на моральных и этических традициях православия, оказывали безвозмездную помощь нуждающимся согражданам.

Отзывчивость, щедрость, стремление к самопожертвованию как черты характера воспевались в русских песнях и сказках Лучшие представители России отдавали время, силы, средства заботе о людских нуждах и во благо общества.

В XIX веке постепенно сформировалось осознание общественного долга по отношению к обездоленным, что привело к массовому участию людей, особенно прогрессивной части общества, в оказании помощи неимущим. К концу XIX века общественное благодеяние выливается в широкое гражданское движение, вовлекая в свои ряды большое число известных российских деятелей, нравственной потребностью которых была помощь ближнему.

Одним из наиболее ярких примеров организации этого движения в Москве является учреждение Московской Городской Думой в 1894 году "Городских Попечительств о бедных" по инициативе члена МГД профессора МГУ Владимира Ивановича Герье.
Городские Попечительства являлись широким полем для удовлетворения нравственных потребностей, и потому нет ничего удивительного, что ряды их при первом же призыве заполнились лучшими слоями московского общества. При поддержке Московской Городской Думы деятели Участковых Попечительств приняли на себя обязанности по сбору средств, обследованию положения нуждающихся и оказанию индивидуальной помощи пособиями, одеждой, устройством детей в дневные приюты и т.д.

Опыт работы Попечительств был положительно воспринят и оказался настолько целесообразным, что Циркуляр МВД от 31 марта 1899 г. рекомендовал "распространить опыт Москвы в другие города".

Конец XIX - начало XX века отличались динамичным развитием благотворительного движения, участием общественности как в бескорыстной помощи, так и в развитии гражданских основ общества. В этот период состоялись три съезда (1886, 1910, 1914 гг.) по вопросам общественного призрения и частной благотворительности, на которые съезжались общественные деятели со всей страны для обсуждения насущных проблем помощи бедным, пожилым, покинутым детям, бродягам.

После Октябрьской революции организационные формы добровольчества претерпели существенные изменения. Не суждено было собираться съездам по вопросам благотворительности, но дух подвижничества, дух солидарности и любви сохранился у россиян, и в разные периоды современной истории они подтверждали это своим бескорыстным трудом. На этих корнях и формируется новая российская благотворительность, новое российское добровольческое и нарождающееся молодежное миротворческое движение.

В современном понимании термин "добровольчество" означает деятельность на основе доброй воли. Главным признаком добровольчества является то, что доброволец часть своего свободного времени (сил, энергии, знаний, опыта) добровольно, безвозмездно, без принуждения или указания "сверху" тратит на осуществление деятельности, которая приносит пользу окружающим людям или обществу в целом.

Добровольчество, как феномен, базирующийся на естественной потребности каждого человека помогать окружающим в создании более справедливой и достойной жизни для всех, является одним из важнейших ресурсов гражданского воспитания детей и подростков в духе миротворчества и культуры мира.

Правильность такого вывода очевидна в свете опыта проведения добровольческих и миротворческих акций школьниками и юными миротворцами Москвы и Московской области в 1999, 2000, 2001 и 2002 гг. в рамках образовательного проекта "Модель миротворчества ООН - Сеть школ мира".

Первая добровольческая акция "Неделя добрых дел" проводилась с 3 по 10 декабря 1999 г. под девизом "Через добрые дела к культуре мира". Инициатива проведения "Недели добрых дел" была поддержана Информационным центром ООН в Москве, представительством Программы развития ООН в Российской Федерации, Юго-Западным окружным управлением образования и целым рядом общеобразовательных школ Москвы и области.

Для проведения разъяснительной работы в образовательных учреждениях по подготовке добровольческой акции юные миротворцы-десантники клуба "Маяк" (г.Фрязино Московской области) выпустили малотиражную газету "На службе мира", которая распространялась в округах Москвы и районах Московской области.

Всего в этой акции приняло участие более 40 образовательных учреждений и 15 молодежных организаций юных миротворцев.
В статье "Международный день добровольцев", опубликованной в журнале "ООН в России" (ноябрь-декабрь 1999 года) отмечалось, что в ходе добровольческой акции юные миротворцы организовывали концерты для ветеранов и инвалидов, собирали посылки, подарки, игрушки и школьные принадлежности для детских домов, оказывали помощь инвалидам детства и малоимущим.

На высоком организационном уровне прошли и другие добровольческие акции, проводившиеся по инициативе юных миротворцев. В частности, Весенняя добровольческая акция 2000 года посвященная 55-летию Победы, а также Декада добрых дел, организованная совместно с Информационным центром ООН и Круглым столом ассоциированных школ ЮНЕСКО Москвы.

Особенностью добровольческих и миротворческих акций (проводившихся также и в 2001 и 2002 гг.) стало то, что они проходили во взаимодействии с органами социальной защиты округов Москвы, при полной поддержке и содействии со стороны органов местного самоуправления.

Чем же занимаются юные миротворцы и школьники при проведении добровольческих акций?
Они оказывают услуги и помощь тем, кто в них нуждается, выступают защитниками тех, кто не может защитить себя, - забытых и обездоленных. Дают концерты для ветеранов войны и труда, убирают территорию своего микрорайона и школьные дворы, ремонтируют учебники, собирают вещи для детских приютов, отправляют посылки и письма в госпитали и дома для престарелых. Одним словом юные миротворцы борются за создание такого общества, в котором каждый сможет почувствовать себя счастливым.

Большое значение развитию добровольчества и миротворчества придает система Организации Объединенных Наций. В 1970 г. решением Генеральной Ассамблеи ООН была учреждена Программа добровольцев ООН, которая занимается подбором и направлением в развивающиеся страны специалистов-добровольцев для осуществления проектов экономического и социального развития. Большое количество добровольцев ООН работает в различных миротворческих миссиях. Рука об руку с военными наблюдателями и войсками ООН они обеспечивают доставку гуманитарных грузов в районы, пострадавшие от стихийных бедствий или вооруженных конфликтов, занимаются подготовкой и проведением демократических выборов, а также решают много других важных задач в интересах установления и поддержания мира в "горячих" точках планеты.

Ежегодно около 4 000 опытных и квалифицированных добровольцев ООН - граждан из 140 разных стран добровольно трудятся в 150 различных странах. С 1971 г. по настоящее время свыше 19 000 добровольцев ООН приняло участие в проектах ООН в развивающихся странах.
По решению Генеральной Ассамблеи ООН 5 декабря добровольцы стран членов ООН ежегодно отмечают Международный день добровольцев.

 

Вестник издается
Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве.
Вестник рассылается
директорам школ Москвы и регионов РФ, российским миротворцам, работающим в миссиях ООН и ОБСЕ, ветеранам миротворцам в России и в Украине.
Контакты:
Тел.: (095) 201-55-73, (095) 994-10-73
Факс: (095) 201-35-89.
Е-mail: director@un-museum.ru;
URL: www.un-museum.ru
Редакционный совет и Совет ветеранов музея:

Гергель В.В., к.и.н., ведущий научный сотрудник МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973—1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).

Заруба И.И., начальник Российского курса подготовки военных наблюдателей ООН (г.Солнечногорск), военный наблюдатель ООН в 1992—1994 гг.

Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976—1979 гг.

Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973—1976 гг.

Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980—1982 гг.

© 2001—2002 Музей миротворческих операций. Все права защищены.