Часть вторая. Движение юных миротворцев на пути к Культуре Мира

Движение юных миротворцев начало складываться в Московском регионе во второй половине 90-х годов в результате осознания в педагогической среде важности идей культуры мира и толерантности для воспитания детей и подростков.

Непосредственное формирование первых клубов и организаций юных миротворцев происходило на базе Московского института повышения квалификации работников образования (ныне — МИОО) и Музея миротворческих операций в ходе реализации проекта «Образовательно-спортивная игра «Модель миротворчества ООН». В 1998 году этот проект завоевал 3-е место на Первом Всероссийском конкурсе «Лучшие проекты по международному сотрудничеству в сфере образования».

Идея создания молодежного миротворческого движения, как составной части российского и всемирного движения за культуру мира, была поддержана сообществом организаций системы ООН и, в частности, Информационным центром ООН в Москве и Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО. При этом большое значение для укрепления первых молодежных миротворческих организаций имело провозглашение 2000 года Международным годом Культуры мира, а также успешная реализация Программы «Культура мира в России — год 2000», одобренного Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО.

Последующее становление и развитие организаций юных миротворцев проходило в процессе подготовки и реализации в столице России Комплексной городской программы «Москва на пути к культуре мира» (Основные направления), а также еще нескольких программ Правительства Москвы, посвященных культуре мира. Эти программы предусматривали осуществление целого ряда мероприятий мирокультурного содержания в сфере образования и воспитания детей и подростков, заинтересованных в изучении опыта миротворческой деятельности ООН.

По мере роста количества детских миротворческих организаций и укрепления Движения юных миротворцев, как молодежного крыла Российского и Всемирного движения за культуру мира, возрастала поддержка проекта «Модель миротворчества ООН» со стороны системы ООН, российских и международных миротворцев, выполняющих задачи по поддержанию мира в миссиях ООН. Благодаря информационной поддержке со стороны Программы «Добровольцы ООН», на базе Движения юных миротворцев была разработана и опробована методика подготовки и проведения детских добровольческих миротворческих акций, обеспечивающих развитие социальной сферы г. Москвы.

Декады добрых дел (с 1 по 10 декабря) и Весенние миротворческие акции (с 15 апреля по 15 мая), традиционно проводившиеся Движением в период между слетами и миссиями мира, стали одной из основных форм работы по воспитанию культуры мира не только в детских миротворческих организациях, но и в образовательных учреждениях. В связи с этим коллектив разработчиков проекта «Модель миротворчества ООН» совместно с Информационным центром ООН в Москве приступил к реализации еще одного проекта под названием «Сеть школ мира», который стал логическим продолжением образовательно-спортивной игры «Модель миротворчества ООН». Его целью являлось содействие формированию в общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях детского   миротворческого актива, на который администрация школы и органы местного самоуправления могли бы возложить решение широкого комплекса социальных и миротворческих задач.

По итогам воспитательной работы в течение года этим проектом предусматривалось вручение наиболее активным образовательным учреждениям Свидетельства Школы Мира.

Успешной реализации этого проекта, переросшего в дальнейшем в междисциплинарную программу «Сеть школ мира», способствовало то, что к 2013 г. около 300 директоров школ и их заместителей по воспитательной работе повысили свою квалификацию на курсах по гражданскому воспитанию в духе культуры мира, организованных Московским институтом повышения квалификации работников образования (МИОО).

Другим фактором консолидации Движения, как детско-ветеранского общественного объединения, стал выпуск с февраля 2001 года, электронного издания «Вестник «Голос миротворцев». На страницах вестника публикуются материалы, поступающие как от российских и международных миротворцев из миссий ООН, так и из детских миротворческих клубов и организаций и школ мира. Еженедельные выпуски вестника «Голос миротворцев» публикуются в интернете на сайте Музея миротворческих операций (http://www.un-museum.ru/vestnik/).

Таким образом, формирование Движения юных миротворцев, как сообщества и общественного объединения детей и взрослых, происходило постепенно в течение нескольких лет.

При этом этапами, ставшими главными вехами на пути его организационного развития, были следующие:

К концу 2014 года в каждом из округов столицы насчитывалось 4—5 Школ Мира и 2—3 клуба (организации) юных миротворцев, заинтересованных в изучении проблематики культуры мира и миротворчества и ее реализации во внеклассной работе. В Сеть школ мира вступили образовательные учреждения, расположенные в регионах России, на Украине и в Республике Беларусь.

Функцию добровольческого секретариата Движения с 1998 года осуществляет Совет ветеранов Музея миротворческих операций в составе:

В настоящее время Движение юных миротворцев представляет собой сообщество бывших и действующих миротворцев и сотрудников ООН, взрослых сторонников культуры мира, а также детей и молодежи, заинтересованной в изучении и практической реализации опыта миротворческой деятельности мирового сообщества.

Духовно-нравственная общность Движения юных миротворцев базируется на:

Возникнув во второй половине 90-х годов XX века в результате провозглашения мировым сообществом идей культуры мира и толерантности, Движение юных миротворцев представляет собой интегральную часть Российского и Международного движения за культуру мира, начавшего развиваться в период объявленного ООН Десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001—2010 гг.).

Rambler's Top100 Rambler's Top100