Глава вторая. Российский компонент вооруженных сил Организации Объединенных Наций

Первая группа советских военных наблюдателей ООН, состоявшая из 36 офицеров, была направлена на Ближний Восток для включения в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП) после окончания октябрьской арабо-израильской войны 1973 года. Эти офицеры свободно владели английским языком, но не имели специальной подготовки для осуществления возложенных на них задач. Новые навыки и умения им пришлось приобретать на месте.

Кроме того, по прибытии на Ближний Восток они вдруг оказались в водовороте острых, а порою и драматических военно-политических событий. Трудно сказать, как долго бы врастали в обстановку новоиспеченные наблюдатели, не приди им на помощь умудренные опытом иностранные коллеги Francois BARRERA (Франция), Рег-Gosta-Mats BJORLIN (Швеция), Gerhard BUZEK (Австрия), Gerard CHAPUIS (Франция), Joseph FALLON (Ирландия) Goran HAGBERG (Швеция), Franz HAUER(Австрия), Pekka KUJASALO (Финляндия), Olle LINDSTROM (Швеция), Herbert SKOLL (Австрия), Finbarr STUDDART (Ирландия), Ludwik WOLOCH (Франция), находившиеся в составе ОНВУП, а также персонал австрийского, ирландского, финского и шведского батальонов Вторых Чрезвычайных вооруженных сил ООН (UNEF II) под командованием генерала Ensio P.H.SIILASVUO (Финляндия).

Благодаря содействию и поддержке многонационального коллектива ОНВУП первая группа советских офицеров уже в начале декабря 1973 года сумела приступить к исполнению обязанностей военных наблюдателей ООН на линиях прекращения огня в Египте и Сирии. Спустя полгода в мае 1974 года первые советские военные наблюдатели ООН и их иностранные коллеги были награждены медалью ООН "На службе мира".

Трудности «натурализации» новичков в ООН, как правило, обусловливаются тем, что военные наблюдатели и другие категории профессиональных миротворцев во время нахождения на службе не должны запрашивать или получать указаний от направившего их правительства или иной власти посторонней ООН. Кроме того, миротворцы ответственны за свои действия только перед ООН и должны воздерживаться от каких-либо действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц. В качестве миссии по наблюдению группа военных наблюдателей не имеет полномочий издавать приказы, принимать решения или насильственно прекращать те или иные действия.

Неординарность задач, решаемых ООН в зонах конфликтов, предъявляет специфические требования к подготовке военнослужащих, принимающих участие в операциях по поддержанию мира. Специальные школы по подготовке миротворцев действуют в Швеции, Финляндии, Дании. Норвегии, Ирландии и многих других странах.

Военные миротворцы от Министерства обороны Российской Федерации проходят обучение на курсе военных наблюдателей ООН, открывшемся в 1974 году в живописном уголке Подмосковья на берегу озера Сенеж в г.Солнечногорске на базе Учебного центра «Выстрел» Общевойсковой академии ВС РФ. Здесь будущие наблюдатели ООН изучают правила радиообмена, вождения автомобиля в сложных условиях, историю миротворческих операций ООН и другие дисциплины.

В начале 90-х годов в связи с возникновением конфликта в Югославии Россия направила на Балканы первый контингент войск и первую группу гражданских полицейских, что положило начало новому этапу участия страны в миротворческих операциях ООН, характеризующемуся участием в миротворческом процессе одновременно нескольких министерств, ведомств и организаций.

В этот период на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ (г. Домодедово) и Дипломатической академии МИД РФ (г. Москва) были открыты Центр подготовки миротворцев и курсы, начавшие планомерно осуществлять подготовку профессиональных миротворцев этих министерств.

Из воспомиинаний сотрудника Главного управления кадров МВД РФ полковника милиции А.В.Земсковой

В феврале 1992 года в связи с эскалацией напряжённости и расширением военного конфликта на территории Югославии Совет Безопасности ООН утвердил мандат на проведение в этой стране операции по поддержанию мира. Одновременно Генеральный Секретарь ООН направил Российской Федерации официальное приглашение участвовать в проводимой операции и попросил выделить для этих целей военный и гражданский персонал, в том числе 30 сотрудников гражданской полиции.

Уже 6 марта 1992 г. было принято Постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об участии военного контингента в операциях ООН по поддержанию мира в Югославии". Практически сразу же Министерство внутренних дел Российской Федерации приступило к отбору кандидатов для командирования. Основные критерии отбора - хорошее знание английского языка, уверенные навыки вождения автомобиля и крепкое здоровье кандидата. К концу марта 1992 года была сформирована первая группа, состоявшая из 14 сотрудников органов внутренних дел, во главе с подполковником милиции В.В.Костенко, которая уже в апреле приступила к выполнению обязанностей по поддержанию мира в составе многонационального контингента миротворческих сил ООН на территории бывшей Югославии.

К маю 1992 года число представителей МВД России было доведено до первоначально установленного ООН уровня в 30 человек. А вскоре, учитывая высокую эффективность и профессиональную подготовку россиян, руководство миссии поставило вопрос о дальнейшем наращивании российского полицейского контингента и, таким образом, к концу 1992 года в составе этой миротворческой операции действовало 36 сотрудников органов внутренних дел от России.

Начиная с этого момента, присутствие российских полицейских наблюдателей ООН в миротворческих операциях по всему миру неуклонно ширилось.

По некоторым оценкам, за период с 1973 по 2014 год в Советском Союзе и России было подготовлено в общей сложности около 4 тысяч миротворцев, в том числе более 2,5 тыс миротворцев-военнослужащих. Многие из них были направлены в миссии ООН, действовавшие в рассматриваемый период, помогая урегулировать затянувшиеся конфликты и принося с собой мир и стабильность.

Rambler's Top100 Rambler's Top100