Вестник Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 463
21 ноября 2010 года
E-mail орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: +7 (495) 994–10–73
Вестник издается
Советом ветеранов Музея миротворческих операций при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-23822
Subscribe / Unsubscribe

Содержание:


Миротворческая акция "Декада добрых дел для устойчивого развития"
Оргкомитет Национального конкурса "Миротворец года" приглашает юных миротворцев принять участие в акции, посвященной 65-летию Победы и 65-летию ООН

18.11.2010

В начале декабря в рамках междисциплинарной программы "Сеть Школ Мира", по традиции, проводится миротворческая акция под названием "Декада добрых дел". В 2010 году эта акция посвящается двум важнейшим событиям - 65-летию Победы над фашизмом и 65-летию Организации Объединенных Наций - и проводится под названием "Декада добрых дел для устойчивого развития".

Присоединиться к ней может любое образовательное учреждение или детская общественная организация. Для этого необходимо направить заявку на участие в акции, и после окончания акции прислать краткую информацию о ее результатах. По решению Совета ветеранов Музея миротворческих операций, организациям-участницам акции выдается Свидетельство признания добровольной экомиротворческой деятельности.

Информационное письмо
Миротворческая акция "Декада добрых дел для устойчивого развития 2010"

Движение юных миротворцев и Организационный комитет Национального конкурса "Миротворец года" планируют провести с 1 по 10 декабря 2010 г. миротворческую акцию "Декада добрых дел для устойчивого развития", которая будет приурочена к следующим знаменательным датам и событиям:

  • 1 декабря — Всемирный день борьбы со СПИДом;
  • 3 декабря — Международный день инвалидов;
  • 5 декабря — Международный день добровольцев;
  • 6 декабря — 69-я годовщина Московской битвы (переход в контрнаступление советских войск под Москвой);
  • 9 декабря — День Героев Отечества;
  • 10 декабря — Международный день прав человека.

Цель акции: развитие детского миротворческого движения, ориентированного на устойчивое развитие, повышение уровня экологической культуры российских школьников.

Миротворческая акция проводится под девизом: «Через добрые дела к миру и устойчивому развитию!».

Для участия в акции приглашаются образовательные учреждения Сети школ мира, молодежные миротворческие клубы и добровольческие организации, советы школьного самоуправления, а также педагогические и ученические коллективы школ, гимназий и лицеев, разделяющие идеалы и ценности культуры мира и устойчивого развития.

В план миротворческой акции включаются мероприятия, способствующие решению экологических проблем, а также обеспечивающие положительные перемены в жизни людей, в том числе:

  • сбор подписей в поддержку Обращения к Президенту России "Сбережем Байкал вместе!";
  • проведение экологического субботника по благоустройству школьного двора или своего микрорайона;
  • участие в проекте юных миротворцев "Поможем Природе - сбережем ресурсы в школе и дома!";
  • оказание помощи ветерану войны, инвалиду, ребенку-сироте или пожилому человеку;
  • организация семинара, праздничного концерта или конференции, посвященной устойчивому развитию и добровольному служению Природе и обществу;
  • выпуск стенной газеты, посвященной миротворческой деятельности школы (организации);
  • любые другие добрые дела, обеспечивающие экологически устойчивое развитие и способствующие увеличению критической массы доброты в окружающем мире.

Акция проводится при содействии Информационного центра ООН в Москве и представительства Программы развития ООН в России.

По итогам акции образовательные учреждения и общественные организации решением Совета ветеранов Музея миротворческих операций будут награждаться Свидетельствами признания добровольной экомиротворческой деятельности.

Справки: тел.: (495) 994–10–73 (Гергель В.В.).
Информационная поддержка в Библиотеке Мира: http://www.peacelib.un-museum.ru/internet/topics/actions.htm


Условия участия в миротворческой акции "Декада добрых дел для устойчивого развития"

Для включения образовательного учреждения (организации, клуба юных миротворцев или добровольцев) в состав участников миротворческой акции достаточно получить согласие и поддержку на проведение акции от педагогического (ученического) совета учреждения (организации) и направить до 30 ноября с.г. руководителю Междисциплинарной программы "Сеть школ мира" заполненную заявку следующего содержания:

Заявка

Ведущему научному сотруднику,
доценту кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Московского института открытого образования
к.и.н. Гергелю В.В.

Прошу включить школу № ________ (название организации) в состав участников миротворческой акции "Декада добрых дел для устойчивого развития" (1— 10 декабря 2010 г.). План подготовки и проведения Декады нашей организации включает следующие мероприятия:


п.п
Мероприятия Дата и время проведения Количество участников Примечание
(место проведения)
1 Проведение педагогического и ученического совета по теме акции Ноябрь 2010 г.
2 Выпуск стенгазеты и проведение классных часов по теме акции Ноябрь 2010 г.
3 Согласование акции с управой и центром социального обслуживания, а также ветеранской организацией района Ноябрь 2010 г.
4 Сбор подписей в поддержку Обращения к президенту РФ "Сбережем Байкал вместе!"

Ноябрь-декабрь
2010 г.

 
5

Акция "Поможем Природе - сбережем ресурсы в школе и дома". Сбор мукулатуры - проект "Я сберегаю дерево".

Ноябрь-декабрь
2010 г.
6
7
8

Ответственный за проведение акции ________________, тел. ___________, e-mail:___________________

Директор школы (организации) _______________, тел. ___________, e-mail:_________________________

Справки: тел.: +8 (095) 994–10–73 (Гергель В.В.); E-mail: director@un-museum.ru
URL: http://un-museum.ru; http://peace-edu.un-museum.ru; http://un-museum.ru/peacelib/internet/


Миротворческое движение детей и ветеранов за Культуру Мира и устойчивое развитие
(Материал для проведения классных часов)

Корни российского миротворчества, благотворительности и добровольчества (сделать благое дело, по доброй воле помочь нуждающемуся) уходят в глубь истории, когда россияне, воспитанные на моральных и этических традициях православия и других традиционных конфессий, оказывали безвозмездную помощь нуждающимся согражданам.

Отзывчивость, щедрость, миролюбие, стремление к самопожертвованию, как черты характера, воспевались в русских песнях и сказках. Лучшие представители России отдавали свое время, силы, средства заботе о людских нуждах во благо общества и мира.

В XIX веке постепенно сформировалось осознание общественного долга по отношению к обездоленным, что привело к массовому участию прогрессивной части общества в оказании помощи неимущим. К концу XIX века общественное благодеяние выливается в широкое гражданское движение, вовлекая в свои ряды многих известных российских деятелей, нравственной потребностью которых были помощь ближнему и служение обществу.

Одним из наиболее ярких примеров организации этого движения в Москве является учреждение Московской Городской Думой в 1894 году «Городских Попечительств о бедных» по инициативе члена МГД профессора МГУ Владимира Ивановича Герье. Городские Попечительства являлись широким полем для удовлетворения нравственных потребностей, и потому нет ничего удивительного, что ряды их при первом же призыве заполнились лучшими слоями московского общества. При поддержке Московской Городской Думы активисты Участковых попечительств приняли на себя обязанности по сбору средств, обследованию положения нуждающихся и оказанию им помощи пособиями, одеждой, устройством детей в дневные приюты и т.д.

Опыт работы Попечительств был положительно воспринят и оказался настолько целесообразным, что Циркуляр МВД от 31 марта 1899 г. рекомендовал «распространить опыт Москвы в другие города». Конец XIX — начало XX века отличались динамичным развитием благотворительного движения, участием общественности как в бескорыстной помощи, так и в развитии гражданских основ общества. В этот период состоялись три съезда (1886, 1910, 1914 гг.) по вопросам общественного призрения и частной благотворительности, на которые съезжались общественные деятели со всей страны для обсуждения насущных проблем помощи бедным, пожилым, покинутым детям, бродягам.

После Октябрьской революции организационные формы благотворительности и добровольчества претерпели некоторые изменения. Не суждено было собираться съездам по вопросам благотворительности, но дух подвижничества, солидарности, миротворчества и взаимопомощи сохранился у россиян, и в разные периоды современной истории они подтверждали это своим бескорыстным трудом.

На этих корнях и формируется современная российская благотворительность, новое российское добровольческое и детско-ветеранское экомиротворческое движение - Движение юных миротворцев.

В современном понимании слово «добровольчество» означает деятельность на основе доброй воли. Главным признаком добровольчества является то, что доброволец часть своего свободного времени (сил, энергии, знаний, опыта) добровольно, безвозмездно, без принуждения или указания «сверху» тратит на осуществление деятельности, которая приносит пользу окружающей среде и обществу в целом.

Добрая воля лежит и в основе миротворчества, которое на житейском уровне может рассматриваться как стремление решать возникающие проблемы (добрым) мирным способом на основе учета интересов всех заинтересованных сторон.

Базирующееся на любви к Природе и к другим людям добровольное миротворчество является важнейшим ресурсом гражданского воспитания детей и подростков в духе культуры мира и устойчивого развития.

Правильность такого вывода очевидна в свете опыта проведения добровольческих и миротворческих акций школьниками Москвы и регионов России в 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 и в 2009 годах в рамках Междисциплинарной программы "Сеть Школ Мира" и курсов МИОО по гражданскому воспитанию школьников в духе культуры мира и миротворчества (руководитель курсов - Гергель В.В.).

Первая добровольческая акция «Неделя добрых дел» проводилась юными миротворцами с 3 по 10 декабря 1999 г. под девизом «Через добрые дела к культуре мира!». Инициатива ее проведения была поддержана Информационным центром ООН в Москве, представительством Программы развития ООН в РФ, Юго-Западным окружным управлением образования и целым рядом школ Москвы и области.

Для проведения разъяснительной работы по подготовке добровольческой акции юные миротворцы-десантники клуба «Маяк» (г.Фрязино Московской области) выпустили малотиражную газету «На службе мира», которая была распространена в административных округах Москвы и районах Московской области.

В этой акции приняло участие более 40 образовательных учреждений, 15 молодежных миротворческих организаций и несколько ветеранских организаций, объединяющих участников Великой Отечественной войны и участников миссий ООН.

В статье «Международный день добровольцев», опубликованной в журнале «ООН в России» (ноябрь–декабрь 1999 года) отмечалось, что в ходе этой добровольческой акции юные миротворцы "организовывали концерты для ветеранов и инвалидов, собирали игрушки и школьные принадлежности для детских домов, оказывали помощь инвалидам детства и малоимущим".

На высоком организационном уровне проходили добровольческие и миротворческие акции и в последующие годы. Их характерной особенностью стало то, что они организовывались во взаимодействии с управами, органами социальной защиты префектур Москвы и городов России, а также ветеранскими организациями.

Благодаря поддержке со стороны правительства Москвы и Московской области, а также органов местного самоуправления в результате подготовки и проведения добровольческих и миротворческих акций в 1999 - 2010 годах на базе общеобразовательных школ и молодежных клубов в России происходило формирование и развитие первичных детских миротворческих организаций, составивших костяк Движения юных миротворцев как составной части Российского и Всемирного движения за Культуру Мира и устойчивое развитие.

В настоящее время разновозрастное Движение юных миротворцев, помимо ветеранов миротворческих миссий ООН и ветеранов Великой Отечественной войны включает более 70 клубов и отрядов юных миротворцев, школ, гимназий и лицеев (многие из которых завоевали право называться "Школами Мира" в рамках Междисциплинарной программы "Сеть школ мира"), заинтересованных в изучении общечеловеческих проблем.

Опираясь на опыт российских ветеранов, Движение юных миротворцев оказывает содействие, помощь и поддержку своей стране и всему мировому сообществу в решении глобальных общечеловеческих проблем, таких, как:

  • сохранение окружающей природной среды;
  • защита прав и свобод человека;
  • урегулирование конфликтов на местном, региональном и международном уровнях;
  • сохранение всемирного культурного наследия;
  • борьба с бедностью, неграмотностью, голодом, СПИДом, курением и т.д.

Чем же занимаются юные миротворцы и школьники при проведении добровольческих и миротворческих акций?

Они проводят социально-экологические акции, оказывают услуги и помощь тем, кто в ней нуждается, выступают защитниками тех, кто не может защитить себя, — забытых и обездоленных. Дают концерты для ветеранов войны и труда, сажают деревья и кустарники, убирают территорию своего микрорайона и школьные дворы, ремонтируют учебники, собирают вещи для детских приютов, отправляют посылки и письма в госпитали и дома для престарелых.

В 2004 году юные миротворцы собрали в общей сложности более 12 тысяч подписей в поддержку письма "Нет насилию на экранах!", адресованного Президенту России В.В.Путину. Инициатива юных миротворцев была поддержана детскими общественными объединениями во многих регионах России. Таким образом, детское общественное движение внесло свой вклад в гуманизацию российских средств массовой информации.

В 2006 году, по инициативе детей-миротворцев центра образования № 1804 "Кожухово" (ЮВАО Москвы), в ходе Декады добрых дел было собрано несколько тысяч подписей под обращением к Мэру Москвы "Нет генетически модифицированным организмам (ГМО) в продуктах детского питания!". Текст открытого письма Ю.М.Лужкову и краткая информация о ГМО были опубликованы в вестнике "Голос миротворцев" № 264 (http://www.un-museum.ru/vestnik/264.htm#3), а затем переданы в Мэрию Москвы.

В 2009 году юные миротворцы Москвы и регионов России собрали более 10 тысяч подписей под обращением к Президенту России Дмитрию Медведеву "Мы за экологию, мир и духовность!". Текст обращения и подписи, собранные экомиротворцами в Москве, Костомукше, Нижнем Новгороде, Ставрополе, Минске, Арзамасе, Волгограде и других городах России были переданы в Приемную Президента России и, безусловно, оказали влияние на решения, принимаемые руководством страны в области экологической политики.

В 2010 году юные миротворцы планируют собрать подписи в поддержку Обращения Совета ветеранов Музея миротворческих операций к Президенту РФ "Сбережем Байкал вместе!", а также принять участие в акции "Поможем Природе - сбережем ресурсы в школе и дома!", направленной на сбор мукулатуры (проект "Я сберегаю дерево"), экономию воды, электроэнергии и других ресурсов (подробнее см. Проект "Поможем Природе - сбережем ресурсы в школе и дома!".

Проводя социально-экологические мероприятия на местном, региональном, российском и международном уровнях, детские миротворческие организации вносят вклад в построение гражданского общества, обеспечивая продвижение страны по пути устойчивого развития.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке и проведению миротворческой акции "Декада добрых дел для устойчивого развития 2010"

Перед тем как приступить к подготовке к акции необходимо ознакомиться со всеми материалами Декады:

- с Информационным письмом (http://www.un-museum.ru/vestnik/463.htm#1)
- с формой заявки на участие в Декаде: (http://www.un-museum.ru/vestnik/463.htm#zayavka).
- с материалом для проведения классных часов "Миротворческое движение детей и ветеранов за Культуру Мира и устойчивое развитие" (http://www.un-museum.ru/vestnik/463.htm#klasnyichas).
- с Методическими рекомендациями (http://www.un-museum.ru/vestnik/463.htm#metodika).

Затем, после согласования вопроса о проведении Декады с администрацией школы, необходимо обсудить вопрос о проведении акции на заседании педагогического (ученического, родительского) совета школы. Это позволит привлечь к участию в миротворческой акции не только педагогов и учащихся школы, но и активных родителей.

Информацию о проведении Декады целесообразно разместить в школьных СМИ - сделать специальный выпуск стенгазеты, радио- или телепередачи.

Кроме подготовки заявки на участие в Декаде добрых дел, которая до 30 ноября направляется по электронной почте в адрес Музея миротворческих операций, в школе составляется План проведения Декады. В этом плане помимо названия и даты проведения каждого мероприятия указывается лицо, ответственное за проведение мероприятия.

С планом проведения Декады необходимо заблаговременно ознакомить районный Совет ветеранов войны и труда, а также районную управу (совет местного самоуправления). Возможно, они подскажут организаторам миротворческой акции новые адреса для оказания добрых услуг, а также окажут помощь в проведении отдельных мероприятий.

Для привлечения средств на благотворительную программу в школе может быть организована ярмарка детских поделок. Средства на благотворительную программу могут быть также заработаны юными миротворцами путем сбора макулатуры (см. проект "Я сберегаю дерево").

Программой Декады добрых дел 2010 года предусматривается сбор подписей в поддержку Обращения к Президенту России "Сбережем Байкал вместе!". Перед тем, как начинать сбор подписей, рекомендуется провести классные часы на тему "Байкал - жемчужина Сибири!"

После проведения сбора подписей и завершения Декады добрых дел в срок до 15 декабря необходимо направить в Музей миротворческих операций по e-mail краткий отчет. В отчете указываются:

а) общее количество участников Декады;
б) проблемы, с которыми столкнулись организаторы Декады добрых дел;
в) количество подписей, собранных юными миротворцами в поддержку Обращения к Президенту РФ, а также количество собранной макулатуры;
г) какая экологическая проблема больше всего волнует детей и родителей в настоящее время.

К отчету может быть приложена общая фотография детей и собранных ими подписей. Отчеты и фотографии о сборе подписей и проведении Декады добрых дел планируется разместить в специальном выпуске вестника "Голос миротворцев".

Текст письма "Сбережем Байкал вместе!" будет отправлен Дмитрию Медведеву до 20 декабря 2010 г. по электронной почте на сайт Президента РФ с указанием ссылки на вестник "Голос миротворцев", в котором будет опубликована информация о количестве подписей, собранных в поддержку письма.

На основании отчета о проведении Декады добрых дел всем участникам этой миротворческой акции до 25 декабря 2010 г. выдается (высылается по e-mail) Свидетельство признания добровольной экомиротворческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА и ИСТОЧНИКИ
для подготовки к миротворческой акции "Декада добрых дел для устойчивого развития 2010":

1. Проект экомиротворцев "Поможем Природе - сбережем ресурсы в школе и дома!" (http://un-museum.ru/vestnik/463.htm#4)
2. Классный час "Байкал – жемчужина Сибири" (http://un-museum.ru/vestnik/463.htm#7)
3. Открытое письмо Президенту России "Сбережем Байкал вместе!" (http://www.un-museum.ru/contributions/eco-letter1.doc)
4. Общественный экологический кодекс "Человек и Земля" (http://un-museum.ru/contributions/ECO_Code.pdf )
5. Проект "Я сберегаю дерево" (http://www.un-museum.ru/contributions/yasberegayuderevo1804.doc)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Примечание. Учебные материалы миротворческой акции "Декада добрых дел для устойчивого развития 2010" подготовлены доктором биологических наук И.А.Данилиным и кандидатом исторических наук В.В.Гергелем.


Международный Форум в честь 65-летия Победы
В нем приняла участие делегация Школы мира "Лицей № 5 г.Волгограда"

18.11.2010


С 1-го по 7-е ноября 2010 года делегация Волгоградского лицея № 5 г.Волгограда, имеющего почетное звание «Школа мира», приняла участие в XIV Международном форуме «Мир ради жизни», состоявшемся в городе-герое Москве.

В состав делегации вошли: Л.А.Тропкина, директор лицея, М.Е.Шилина, заместитель директора по воспитательной работе, С.М.Лопаева, директор музея истории лицея, Лопаева Евгения, Зацепина Виктория, Савушкин Дмитрий, Исмаилов Артур, Воронцов Тимофей.

По программе Форума была проведена Конференция «О правде войны во имя права жизни» по восьми направлениям, в которых приняли участие 160 делегатов-школьников из десяти стран мира, состоялась встреча с Председателем Совета Федерации С.М.Мироновым, на которой прошло обсуждение путей дальнейшего развития детской дипломатии в рамках международного движения «Академия детской дипломатии».

На Поклонной горе в зале Славы Мемориала Победы (в Центральном Музее Великой Отечественной войны) все делегации стали участниками Торжественной линейки, посвящённой теме Форума.

Наша делегация возложила цветы к монументу Славы на Поклонной горе и стеле родного города-героя Сталинграда в Александровском саду у Кремлёвской стены.

По итогам выступления на Конференции лицеисты были награждены почётными грамотами за победу в трёх номинациях. Помимо официальной программы Форума наша делегация участвовала в интересной экскурсионной и развлекательной программах с посещением музеев и театров города Москвы.

Галина Юшенкова,
педагог Волгоградского лицея № 5


Владикавказ: Толерантность – это путь к миру!
Свидетельства "Школа мира 2010" вручены четырем образовательным учреждениям республики Северная Осетия - Алания

18.11.2010

35 саженцев липы, было высажено в ходе практической конференции , которая была организована и проведена юными миротворцами Школы мира "Средняя школа № 29 г.Владикавказа".

16 ноября в Международный день толерантности в лесопосадке на Сапицкой будке было высажено 35 лип; почему 35 ? Потому, что весной 2011 года средней школе № 29 г.Владикавказа исполняется 35 лет.

Но все по порядку . В 1995 году Решением Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября было провозглашено Международным днем , посвященным толерантности. Вот и собрались юные миротворцы города в СОШ № 29 на практическую конференцию по теме «Толерантность путь к миру».

Именно с детских лет необходимо вырабатывать качества толерантной личности т.е. качество терпимости по отношению друг к другу, понятия о заповедях человечности, о культуре мира , что нужны глубокие прочные знания для выбора правильно жизненного пути.

Можно легко и просто пойти по пути насилия, хамства, невежества, войны, но это - тупик; можно выбрать другой путь: мира, созидания, счастья, любви и радости - это дорога жизни!

Эти и другие вопросы обсуждали юные посланники мира из гимназии № 5 , СОШ № 11, СОШ № 29 , СОШ № 31, СОШ № 22, волонтеры СПДПО РСО- Алания.

Украшенный тематическими плакатами актовый зал школы № 29 не смог вместить всех желающих, пришедших принять участие в соревновании на знание документов по правам ребенка, миротворчеству и толерантности, защитить творчески оформленные плакаты по теме: «Кавказ – наш общий дом: здесь братство - традиция, а дружба - закон».

Следуя завету К.Л. Хетагурова: «Дети Осетии! Братьями станем в нашем едином и дружеском стане!», участники конференции говорили о противодействии усилиям террористов взорвать Кавказ, Россию... Пришли к выводу, что необходимо в своей деятельности взять за основу «Три ключа» Е.И. Рерих: «Любовь! Красоту! Знания!» и честно следовать принципам миротворца: «Иметь добрые мысли, говорить добрые слова, совершать добрые дела и поступки», следовать словам римского императора, философа - Марка Аврелия «Наша жизнь есть то , что мы думаем о ней», десяти заповедям человечности Д.С. Лихачева, т.е. получать глубокие , прочные знания и быть образованным человеком.

На конференции состоялось вручение Свидетельств «Школы Мира 2010». Третий год подряд такое свидетельство было вручено школе № 29 г.Владикавказа, дважды таким свидетельством были отмечены гимназия № 5 и школа № 31; впервые свидетельство «Школы Мира» было вручено средней школе № 11.

Силами детских коллективов был организован праздничный концерт, в котором приняли участие Центр «НАРТ», Центр «Доверие», Молодежный клуб «Ровесник - ровеснику» СПДПО РСО-Алания , школы № 29 и № 31.

56 первоклассников были приняты в «Искорки Алании» - первую ступень миротворческой организации МММС «Юг - Владикавказ», и 56 новеньких значков с надписью «Искорки Алании» засеяли у них на груди.

После окончания первой части практической конференции все участники акции заложили «Аллею Мира» из саженцев Липы в форме круга на поляне Сапицкой будки, исполнили гимн миротворцев песню «Надежда».

P.S. В конференции принимала участие только что вернувшаяся из г. Москвы делегация юных миротворцев средней школы № 29, которая заняла первое место в образовательно-спортивной игре, проводившейся на Слете юных миротворцев России (12-14 ноября 2010 г.).

Координатор
Программы «Сеть Школ Мира»
Беляев Виктор Семенович

Представитель
Пресс-центра СОШ № 29
Батяева Алана


Проект экомиротворцев "Поможем Природе - сбережем ресурсы в школе и дома!"
Он был разработан в середине ноября участниками Слета юных миротворцев России

19.10.2010

Проект "Поможем Природе - сбережем ресурсы в школе и дома!"

Множество современных экологических проблем связано с производством и потреблением энергии и ресурсов. В ближайшие годы человечеству предстоит найти ответ на вопрос, как можно удовлетворить свои потребности в энергетических услугах и ресурсах без опасных последствий для природы и климата Земли

Совет ветеранов Музея миротворческих операций приглашает участников Движения юных миротворцев реализовать 2 проекта, разработанных Школами мира - центром образования № 1804 ЮВАО г.Москвы и гимназией № 1522 СЗАО г.Москвы - обеспечивающих формирование у школьников культуры использования ресурсов.

Оба эти проекта стали лауреатами Всероссийского конкурса "Энергоэффективность: общественные инициативы":

1. "Я сберегаю дерево"
Авторы проекта: Андреева Мария, Горбачева Александра, Фокина Анастасия.
Руководитель проекта: Повзикова Лидия Николаевна, Школа мира "Центр образования № 1804 ЮВАО г. Москвы".

2. "Энергосбережение в школе"
Автор проекта: Сорокин Владислав Валерьевич.
Руководитель проекта: Корнилаев Сергей Владимирович, Школа мира "Гимназия № 1522 СЗАО г.Москвы".

Реализация этих проектов согласуется с требованиями основополагающего документа Движения юных миротворцев Общественного экологического кодекса "Человек и Земля", в частности, с положением 1.4., которое гласит:

Бережное отношение к природным ресурсам и разумное потребление материальных благ - дело и священный долг Человека. Типы собственности, характер деятельности и образ жизни Человека должны определяться интересами сохранения Природы, принципами устойчивого развития.

1. Цель проекта: формирование у юных миротворцев теоретических знаний и практических умений в области ресурсосбережения.

Основные задачи:

  • Содействовать формированию культуры использования ресурсов, в т.ч. электроэнергии, бумаги, воды и тепла в школе и дома;
  • Обеспечить развитие творческого мышления для решения проблем ресурсосбережения в повседневной жизни.
  • Применить на практике основные положения Общественного экологического кодекса «Человек и земля» и Хартии Земли в интересах достижения целей объявленного ООН Десятилетия образования в интересах устойчивого развития (2005-2014 гг.).

2. Организаторы проекта: Байков Ю.И., Гергель В.В. (научный руководитель), Данилин И.А., Исаенко А.И., Комляков Е.Е., Повзикова Л.Н.

3. Участники проекта. Актив детских миротворческих организаций и Школ мира г.Москвы и регионов Россиии.

Партнерами, соорганизаторами и спонсорами проекта, по согласованию с Советом ветеранов Музея миротворческих операций, могут быть любые физические и юридические лица, заинтересованные в экомиротворческом воспитании школьников.

4. Стратегия и механизм реализации. Организаторы проекта публикуют работы победителей Всероссийского конкурса в интернете для ознакомления с ними актива детских миротворческих организаций.

Первый проект под названием "Я сберегаю дерево", предусматривающий сбор макулатуры, включается в план проведения миротворческой акции "Декада добрых дел для устойчивого развития 2010", проводимой Движением юных миротворцев в период с 1 по 10 декабря 2010 года. Результаты его реализации, в частности, количество собранной макулатуры, средства от сдачи которой в дальнейшем направляются на благотворительную деятельность, включаются в краткий отчет о проведенной Декаде.

Реализация второго проекта "Энергосбережение в школе" осуществляется в течение последующих 3 месяцев и предусматривает как результат снижение расходов школы на оплату электроэнергии.

После этого организаторы проекта приступают к разработке нового проекта "Экологический кодекс школьника", который может быть реализован во взаимодействии с партнерами в 2011-2012 гг.

5. Ожидаемые результаты. Повышение уровня экологической культуры детей и взрослых и приобретение ими практических навыков и умений в области ресурсосбережения.

6. Дальнейшее развитие проекта. Внесение корректировок в Междисциплинарную программу «Сеть школ мира».

7. Финансирование проекта: За счет внебюджетных средств, а также добровольческого труда заинтересованных педагогов и школьников.

8. Сроки реализации. Проект осуществляется в 3 этапа в течение 2010-2011 годов:

Первый этап (ноябрь-декабрь 2010 г.)

1. Изучение проекта "Я сберегаю дерево!" и его включение в план проведения миротворческой акции "Декада добрых дел для устойчивого развития 2010" (ноябрь)
Ответственные – миротворческий актив Сети школ мира.

2. Реализация проекта "Я сберегаю дерево!" в ходе проведения акции "Декада добрых дел для устойчивого развития 2010" (1-10 декабря 2010 г.).
Ответственные - участники Декады добрых дел для устойчивого развития 2010.

3. Включение информации о проведенном проекте в краткий отчет о Декаде добрых дел для устойчивого развития для получение Свидетельства признания добровольной миротворческой деятельности (декабрь 2010 г.).
Ответственные - участники Декады добрых дел для устойчивого развития 2010, Совет ветеранаов Музея миротворческих операций.

Второй этап (декабрь 2010 г. - март 2011 г.)

4. Изучение проекта "Энергосбережение в школе" и разработка собственного проекта с учетом местной специфики по сбережению электроэнергии (воды, тепла и др. ресурсов). Декабрь 2010 г.
Ответственные – миротворческий актив Сети школ мира

5. Реализация проекта в Школах мира и представление его результатов на 2-й Московский конкурс социальных проектов по ресурсосбережению (январь-март 2011 г.).
Ответственные – миротворческий актив Сети школ мира.

Третий этап (2011 - 2012 гг.)

6. Разработка и реализация проекта "Экологический кодекс школьника".
Ответственные – Организаторы проекта и миротворческий актив Сети школ мира


Кодекс "Человек и Земля" должен прочитать каждый здравомыслящий человек
Об этом написала в своем сочинении учащаяся гимназии г. Переславля-Залесского Яна Косарева

19.11.2010

Глобальное изменение климата на планете Земля. Кто-то скажет, что это несерьёзно, кто-то не обратит на это никакого внимания, а кто-то задумается и не останется равнодушным к этой проблеме.

Для тех, кто не понимает последствий этой проблемы нужна информированность людей - эту роль на себя могут взять Экологический кодекс "Человек и Земля" и "Хартия Земли". Идеи Кодекса и Хартии донести до людей могут волонтёры-учащиеся и юные миротворцы. Общественный экологический Кодекс "Человек и Земля" и Хартия Земли должны стать документами нашего государства. И тогда их роль возрастёт.

Каждый человек в нашем многоликом мире должен понять, как надо вести себя в обществе и в природе, где глобальные изменения климата уже начались! Достаточно вспомнить засуху и жару этого лета и ураганы после этого.
Кодекс и Хартия дают нам советы, направляют нас, как необходимо действовать сейчас, потому что завтра будет поздно!

Прислушайтесь к этому! Надо объединять наши усилия!

Кодекс и Хартия не только объединят нас в решении этой проблемы, но и сдружат народы!

Я считаю, что экологический кодекс "Человек и Земля" и "Хартию Земли" должен прочитать каждый здравомыслящий человек. Это в интересах каждого. Учёные и политики, врачи и бизнесмены должны задуматься об этом и начать действовать!

Косарева Яна,
8-б класс МОУ-гимназия г. Переславля-Залесского


Миротворцы помогли семьям, пострадавшим от пожаров в Волгоградской области
16 ноября состоялась поездка делегации юных миротворцев Волгоградского лицея № 5 в село Александровка Жирновского района Волгоградской области

20.11.2010

Эта поездка стала завершающим этапом прошедшей в лицее благотворительной акции по оказанию помощи детям, чьи семьи пострадали от пожаров в сентябре текущего года. Состав делегации: ученики лицея Колпачков Егор, Орлов Роман, Соколов Александр, педагоги Г.Н.Юшенкова, К.Ю.Насокина.

Школьникам Александровской школы и малышам из сгоревшего сельского детского сада, которые временно проживают в двух школьных классах, старшеклассники - члены отряда юных миротворцев и представители педагогического коллектива привезли ксерокс, предметы хозяйственного назначения и большое количество игрушек, собранных лицеистами, их родителями и учителями.

Удивительно общительная и приветливая директор школы Галина Ивановна Шевченко рассказала о беде, постигшей односельчан, в результате которой в огне сгорели в общей сложности 152 строения, в том числе 98 жилых домов, 11 человек из числа персонала школы и 21 школьник имеют статус погорельцев.

Галина Ивановна организовала встречу с ребятами, на которой было рассказано о нашем лицее, провела экскурсию по школе, пригласила в группу детского сада, где наши старшеклассники лично вручили малышам игрушки. Доверчивые детские глаза и улыбки, застенчивость и непосредственность, любопытство и радость малышей не могли никого оставить равнодушными.

Общение с детьми и педагогами затянулось до темноты. Темы разговоров сменяли одна другую, и уезжать не хотелось. Десятичасовая дорога до Александровской школы и обратно – ничто по сравнению с ощущением тепла человеческого общения и взаимопонимания, с ощущением необходимости и значимости дел и поступков, которые воспитывают душу и формируют личность. Спасибо всем участникам акции за помощь и милосердие!

Галина Юшенкова, лицей № 5 г.Волограда


Классный час "Байкал – жемчужина Сибири"
Он был разработан в помощь участникам Декады добрых дел Натальей Федотовой, классным руководителем 5 «к» класса школы № 2 г.Костомукши

21.11.2010

Тема классного часа: Байкал – жемчужина Сибири
(Автор: Федотова Наталья Юрьевна, классный руководитель 5 «к» класса МОУ «СОШ № 2 им. А.С.Пушкина»)

Цели:

1. Формирование основного экологического образования.
2. Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе.

Задачи:

1. Развитие познавательных интересов обучающихся.
2. Умение ориентироваться в экологической ситуации.
3. Проводить наблюдения, прогнозировать, делать выводы.

План

1. Вступление.
2. “Он такой разный”
3. Легенда о Байкале.
4. Байкал рассказывает о климате прошлого.
5. Географическое положение Байкала.
6. Флора и фауна Байкала: рыбы, птицы, животный мир, растительный мир Байкала.
7. Викторина: “Знаешь ли ты Байкал”.
8. Экология Байкала.
9. Заключение.
10. Приложение.

Текстовой материал урока сопровождается показом видеофильма “Байкальские фантазии» - http://www.1-film-online.com/?p=1513

“Море сибирское, чудотворное –
Плещутся волны у мраморных скал.
Чаша земная, кипучая, полная –
Древний, могучий, священный Байкал!
Неувядаема сила и молодость
Синих, холодных, загадочных волн.
Море России – Сибирская гордость
Чистая совесть, лекарство от зол.
Как величаво, по – царски торжественно,
Не уставая, поешь ты свой гимн.
В рокоте волн, переливах божественных
Песня твоя – многозвучие лир.
Воды твои – отражение вечности
Тайну вселенной от мира хранят.
Катится время по ним в бесконечности,
Годы, как брызги мгновений, летят”

Т. Ангарская. Шелеховская поэтесса.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по маленькой частичке нашей планеты Земля – Байкалу. Байкал – уникальный водоем. Это самое глубокое пресноводное озеро в мире. Считается, что самая большая глубина Байкала 1641 метр. Но это не так. На самом деле окончательная глубина так и неизвестна.

Байкал…он прекрасен во всем своем многообразии. Загадочен, как сфинкс и, непредсказуем, как торнадо. Характер Байкала подобен капризной женщине: он меняется сто раз на дню. И неудивительно: его настроение зависит от попутных ветров, а их на Байкале двадцать три. Его запасы пресной воды способны обеспечить все человечество. Его флора и фауна не имеют аналогов на планете. Он постоянно притягивает к себе ученых всего мира.

Изучая Байкал, узнаешь много нового и интересного. Он такой разный… С каждым он свой. С ребенком – сказочный и беспечный, с юной девушкой – романтичный, со взрослыми – задумчивый, со стариком – мудрый.

Существует легенда о том, что Байкал на самом деле живое существо. Говорят, что у него есть голова, есть сердце, что Байкал дышит, у него есть душа. Может поэтому он такой разный со всеми. У него, как у человека, есть к каждому свое отношение. Он чувствует настроение каждого, угадывает желания. Шум его волн, разбивающихся о берег, приносит в душу умиротворение и покой. Байкал окутан легендами и поверьями, рассказывающими о происхождении моря-озера. Вот одна из них – бурятская:

“С незапамятных времен появились в этих краях люди. Их восхитила чудесная природа этих мест. Здесь было все: леса, чтобы строить избы, чем поддерживать очаг, где собирать урожай. Степи, где пашню заводить, скот пасти. Назвать бы это место раем на земле. Да один был у него недостаток – не было воды. Встретили эти люди странника, рассказали ему о месте чудесном, спросили совета. А странник им в ответ: “Не нужно счастья от счастья искать” Не послушались люди мудрого человека, пошли дальше. Ходили, ходили, измотались, устали, одежду износили, обувь поистерли – нет такого места, где все было бы так, как они хотели. И тут опять им встретился тот странник. Накинулись на него люди, стали срывать на нем злость. А тот поднялся на самую высокую гору, вынул сердце из груди и бросил его в эту долину. Прожгло сердце землю и хлынула вода кристально чистая и приворотная: кто выпьет ее, тот это место никогда не забудет, всегда его сердце будет сюда тянуться.”

А ведь есть в этой легенде правда. Каждый, кто побывал на Байкале хотя бы раз, стремится к нему снова и снова. Первые жители этих мест – курыкане, а затем и, сменившие их, буряты, считали, что в каждом местечке на Байкале живут духи или Боги. Поэтому вода байкальская, да и земли вокруг нее не слышали ругательств или грубых слов от людей, живущих здесь. Местные люди свято верили в то, что подобного поведения Байкал не простит.

Раньше считалось, что Байкалу, как озеру 20–25 миллионов лет. На самом деле это не так. Еще 30–36 миллионов лет назад на месте нынешней впадины Байкала существовали мелководные озера, а образование глубоководных впадин началось 3–3,5 миллиона лет назад. В таком виде, как предстает перед нами Байкал сейчас, он образовался примерно 200–250 тысяч лет назад. Это стало ясно совсем недавно.
Удивительно то, что Байкал рассказывает о климате прошлого. Географическое положение и резко континентальный климат обусловили его чувствительность к солнечной радиации, которая, как считают ученые, заметно влияет на похолодание и потепление климата планеты. Огромная масса воды и большие глубины стали хранителями следов истории, летопись которых вели осадочные отложения, чутко реагировавшие на глобальное изменение климата. И вот теперь ученые смогли “прочитать” эту летопись. Несколько зим подряд экспедиции под руководством академика Кузьмина отправлялись на Байкал. Устанавливались специальные приборы, по которым записывали различные химические и физические характеристики осадков. Измеряя возраст различных слоев данных отложений (а они постепенно накапливались в течении всей жизни озера) ученые восстановили временную картину воздействия внешних факторов на осадочные образования. Это позволило понять, как солнечная радиация и другие причины влияли на климат Земли. По данным, которые имеются, самое крупное похолодание на Земле случилось 2,8–2,5 миллионов лет назад. С тех пор климат на Земле был более или менее постоянен, бывали потепления, бывали оледенения, но не столь значительные. По данным исследований, климат на Земле изменялся постоянно, и потепление наступало благодаря естественным процессам. Например, около 300 тысяч лет назад, на планете произошло потепление еще более сильное, чем нынешнее.

Уникально географическое положение Байкала. Он расположен на юге Восточной Сибири, на границе Иркутской области и Бурятии.
Со всех сторон он окружен горами, большая часть которых в первой половине лета покрыта снегом. Окружающие Байкал горы расчленены глубоко врезанными долинами. Горы то круто обрываются к водной поверхности, то отступают от нее на небольшое расстояние. Озеро занимает глубочайший материковый грабен, лежащий на активном меридиане 105 градусов восточной долготы. О продолжающемся движении земной коры в этом районе, свидетельствуют частые землетрясения. Байкал находится на высоте 456 метров над уровнем океана. Наибольшая глубина озера – 1641 м. Протяженность Байкала 663 км, ширина от 25 до 80 км. Площадь 31,500 кв км. Объем водной массы 23 тысячи кубических км. По объему воды Байкал занимает второе место в мире, уступая лишь Каспийскому морю. Водосборная площадь Байкала 590 тыс. кв км. В Байкал впадает 544 водотока. На территории Байкала находится 22 острова. Наиболее крупный и интересный из них – остров Ольхон. По берегам Байкала зимой можно наблюдать ледяные гроты и набрызги. Температура поверхности слоев воды в Байкале летом +8–9 °С, а в отдельных заливах + 15 градусов. Температура глубинных слоев +3–3,5 °С. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине 40 метров.

Главные смотрители за чистотой и прозрачностью воды – рачки гаммариды- бокоплавы. Их в Байкале 255 видов, т.е. 1/3 всех известных рачковых видов в мире. Около 90% массы рачков составляют два вида: эпишура и веслоногий макрогектопус. Они встречаются только в Байкале и надежно хранят чистоту воды, а вместе с ней всю байкальскую неповторимость. Эпишуру с полным основанием можно назвать дворником Байкала. Его длина всего 15 мм, но под каждым квадратным метром поверхности воды его насчитывается до 3 млн. Каждая такая эпишура в год очищает 15 кубических метров воды, и чем ее больше, тем чище вода. Эпишура появилась в Байкале около 20 млн. лет назад, и все поколения питались только естественными соединениями. А если эпишура погибнет, тогда Байкал лишится своей уникальной чистоты.

Макрогектопус – рачок тоже бесцветный и трудно различимый, но более солидный- до 3 см. Он работает ассенизатором. Все, что перестает двигаться, отмирает, тонет – его пища.

Байкал славится также неповторимой красотой природы, исключительной прозрачностью воды, большим разнообразием растительного и животного мира.

По данным Лимнологического института в Байкале водится 2630 видов и разновидностей растений и животных. Такое обилие живых разновидностей объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды. Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30% жира.

Голомянка – рыбка маленькая. Малая голомянка – около 12 см, а большая – 20 см. Но биологическая масса ее в Байкале самая большая. Голомянка стала самой главной рыбой озера .Она прозрачная, через ее хвостовую часть можно разглядеть буквы на белой бумаге. Эта рыба живородящая, икру не мечет, а прямо производит на свет 1,5–2 тысячи личинок.

Из рыб в Байкале водятся омуль, хариус, сиг, осетр, налим, таймень, щука и др. Наиболее ценная промысловая рыба – омуль.

Икра байкальского омуля выпущена в Ладожское, Онежское озера и вывезена в Чехословакию, Монголию, Англию. Возможно, в скором времени Байкал не будет единственным местом обитания омуля. Для увеличения численности омуля в Байкале, на его притоке Большая Речка создан рыборазводный завод.

На Байкале водится 236 видов птиц, из них 29 видов водоплавающих. Здесь же обитает нерпа (тюлень), стадо которой достигает 70 000 голов.

Нерпа питается голомянкой и не ест никакую другую рыбу. Вы спросите – почему? У других рыб – чешуя, желудок поцарапать можно и нет столько жира, как в голомянке. Многие ученые до сих пор ломают голову: откуда в Байкале тюлень, похожий на ледовитоморскую кольчатую нерпу? В этом удивительном озере появиться может все, и нерпа появилась здесь совершенно независимо от каких бы то ни было миграций из морей и океанов. Просто в данный период развития Земли пришло время пропасть из мирового биологического вещества динозаврам и появиться другим животным, в данном случае нерпам.

Не менее привлекательна древесная и травяная растительность Байкала. Она одевает берега Байкала и оживляет окружающие его горы, делает их нарядными и живописными. Осенью, когда растительность принимает различную окраску, берега Байкала особенно красивы.

Тайга сплошным пологом покрывает отроги Баргузинского хребта от самых берегов Байкала. Темнохвойная тайга – настоящее украшение и богатство Подлеморья. Кедры, пихты, ели достигают здесь огромной высоты. Они не боятся ни ураганных ветров, ни суровых температур этих мест. Рядом с ними соседствуют лоскуты альпийских лугов. Темнохвойная тайга полна жизни. Здесь обитает бурый медведь (нигде больше в Сибири не живет так много бурых медведей, как на берегах Байкала), горностай, бурундук, белка, белка – летяга, кабарга, лось, таежный северный олень и другие. Из птиц – кедровка, дятел, поползень, синица, пеночка, рябчик… Но прежде всего тайга – царство соболя. Его называют жемчужиной сибирской тайги. Байкал – это уникальная природная лаборатория.

На Байкале нередко бывает тихая погода, но из долин в сторону озера дуют сильные ветры. Наиболее известны Баргузин, дующий из долины Баргузина, и Сарма, дующий из долины реки Сармы. Ветры на Байкале сильные, порывистые, что крайне опасно для судов, особенно поздней осенью, когда на озере бушуют штормы.

Байкал отличается большим количеством часов солнечного сияния. Например в поселке Большое Голоустное оно доходит до 2524 часов и является рекордным для России. Дней без солнца в году здесь же бывает только 37, а на острове Ольхон – 48.

Викторина на внимательность: “Знаешь ли ты Байкал”

* Что означает слово Байкал? (В переводе с тюрского “Богатое озеро”)
* Где находятся самые большие глубины Байкала? Какова самая большая глубина в южной Котловине? (890 м, 1620, 1432 м. У берегов Ольхона, в устье реки Мишихи)
* Какой путь пришлось бы совершить тому, кто решил бы обойти Байкал по берегу? (Длина береговой линии Байкала)
* Сколько видов животных и растений (1550 видов животных, обитает в водах Байкала? 1085 – растений)
* Какая песня воспевает северо-восточный ветер на Байкале? (“Славное море священный Байкал”)
* На какую глубину опускался человек в Байкале? (1637 м)
* Самый сильный, свирепый ветер на Байкале? (Горная)
* Самые древние обитатели озера? (Губки)
* Самая крупная рыба Байкала? (Осетр. размер 1,5–1,8 метра, вес - более 100 кг)
* Самая многочисленная рыба в Байкале? (Голомянка)
* Самая маленькая рыбка в Байкале? (Бычок-подкаменьщик)

Говоря о Байкале, нельзя не упомянуть об его экологии.

“Красота природы помогает человеку стать добрее, стать красивее”. Об этом пишет наш земляк, писатель Валентин Распутин.
Как прекрасна во Вселенной наша Земля! Как планета она существует уже несколько миллиардов лет и всего около двух миллионов лет назад на ней появился человек.

Как же живется сегодня этой планете вместе с человеком. К сожалению нелегко. Уже давно назрела угроза глобальной экологической катастрофы. Глобальная экологическая катастрофа - это такое состояние экологической среды на Земле, когда жизнь на ней станет невозможна. Оглянитесь вокруг, посмотрите внимательно на нашу Землю и вы увидите, что это не фантазия, не вымысел. Страшные симптомы такой катастрофы уже есть. Что поражается прежде всего?

* Земля. По современным оценкам за всю историю существования человечество разрушило два миллиарда гектаров плодородных земель – это больше площади обрабатываемых полей и пастбищ.

* Леса. Интенсивно идет “облысение” Планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование. Возник целый ряд кризисных экологических зон: Сахельская зона опустынивания в Африке, уничтожение влажно-тропических лесов в Амазонии, Аральское море.

* Вода – живительная влага нашей планеты. Именно ей мы обязаны жизнью, несмотря на поставленную ООН задачу – обеспечить всех жителей чистой питьевой водой, около трети человечества таковой возможности не имеет.

И если мы не будем бережно относиться к такому чуду, как Байкал, то и мы лишимся такой возможности. Большой вред причинил Байкалу целлюлозно-бумажный комбинат, который никогда не приносил прибыли, потому что наш корд и бумага в его исполнении были вдвое дороже, купленных в Норвегии. Вот что значит пренебрежение законами природы и географической наукой, их изучающей!

“Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
“Мертвое море – священный Байкал”
Я на себе почувствовал взор
Будто я моря убийца и вор.
Слышу, не спит иркутянин во мгле
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал – ты хрустальная печень страны!
Плыл я на лодке краем Байкала.
Вечер подсвечивал в полнакала
Ну, неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории –
Эти, Байкал загубили, которые

Заключение – вывод:

5 декабря 1996 года в Мехико на заседании ЮНЕСКО по всемирному наследию было принято решение включить озеро Байкал в список участников Всемирного наследия. Это долгожданное решение начинает новую эпоху в охране озера.

* То, что Байкал уникален, и его надо сохранить для потомков, не только как водоем, но и как природную лабораторию изучения видообразования – это первый аспект.

* Второе – Байкал сейчас может быть единственный на Земле источник чистой питьевой воды, потому что большинство водоемов содержит такую воду, которую нельзя пить.

* И третье: воду Байкала можно использовать как основу для изготовления детского питания, лекарственных веществ, потому что она слабоминерализована. И самое ценное, что в водах Байкала значительно меньше натрия,чем во всех других водоемах

Признание исключительной ценности Байкала для всего человечества означает не только присуждение высшего титула, но и всевозможную помощь мирового сообщества для сохранения жемчужины Сибири для будущих поколений.

“Как отливает зеленью волна,
Когда светило дня над ним восходит,
Когда в него спускается луна
И звезды следом за собой уводит.
Байкал: на многих фото
Развозят по земле у лона вод.
Скалистый берег где-то оживает,
И говорить с Байкалом станет кто-то.
Язык его поймут в любой стране,
В любом краю, с любого расстоянья.
Я слушаю, он дышит в тишине.
Как внятен всем простой язык дыханья!”

ПРОБЛЕМЫ БАЙКАЛА (точнее проблемы, возникшие у озера Байкал по вине людей):

1. Загрязнение вод отходами промышленных предприятий (в частности, стоками БЦБК).
2. Строительство ГЭС привело к подъему уровня воды на 1 м, что привело к смыву с берегов грязи, помутнению воды, гибели планктона.
3. Молевой сплав древесины по рекам вызывает загрязнение вод, впадающих в Байкал.
4. Строительство в водоохранной зоне, возникновение свалок и браконьерство.

ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ БАЙКАЛ ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ:

1. Регулировать вырубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.
2. Запретить вырубку леса на склонах хребтов, обращенных к Байкалу.
3. Запретить молевой сплав древесины по рекам.
4. Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных по берегам рек, впадающих в Байкал.
5. Поднять экологическую культуру населения.
6. Создать базы отдыха для организованного экологического туризма.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Пармузин Ю.П. Живая география. Кн. Для учащихся. – М; Просвещение, 1993, 240
2. Интернет:
http://www.magicbaikal.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki


Стихотворение в защиту озера Байкал
Оно было написано учащейся 9-в класса школы № 1148 им. Ф.М. Достоевского

21.11.2010

От: Нина Копцева
Дата: 20 ноября 2010 г.
Тема: Стихотворение о Байкале

Валерий Владимирович, здравствуйте!

Учащаяся 9-в класса ГОУ СОШ 1148 им. Ф.М. Достоевского Комарова Анна написала стихотворение в поддержку Байкала. Текст стихотворения я вам высылаю в прикрепленном файле.

Нина Копцева,
СОШ № 1148 ЮВАО г.Москвы

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Полечу белокрылою чайкой
(автор: Комарова Анна, учащаяся 9-В класса ГОУ СОШ № 1148 им. Ф.М. Достоевского г.Москва)

Полечу белокрылою чайкой
По просторам священных вод,
И откроются небесные тайны,
Что хранит бурятский народ.

Как под бубен и танец шамана
Миллионы веков назад
Сила Земли, подобной вулкана,
Рождала море межгорных оград.

Полечу над Байкальским простором
К сердцу, его на Ольхон,
Обниму крылами я горы
Неприступного мыса Хабой.

И споют мне 4 ветра
О тайнах жизни Земли:
Как могучая сила света
Хранит прозрачные воды свои.

И сольется сердцебиенье
С плеском волн и пеньем ветров,
И заплачет душа в моленье:
«Господи! Сохрани эти тайны миров!

Сохрани, дай людям ты мудрости
Уберечь, что дала нам Природа–мать
Одари покоем и стойкостью,
Чтоб любовь к Земле всю познать…»


Байкал станет темой международного телемоста "Мир без границ"
Юные миротворцы Школы мира "Центр образования № 1453 ВАО г.Москвы" собрали более 300 подписей под обращением к Президенту Медведеву "Сбережем Байкал вместе!"

21.11.2010

От: Юлия Никишина
Дата: 20 ноября 2010 г.
Тема: Телемост "Мир без границ"

Уважаемый Валерий Владимирович!

Сообщаем, что юными миротворцами Школы мира "Центр образования № 1453 ВАО г.Москвы" собрано более 300 подписей под обращением к Президенту Д. Медведеву "Сбережем Байкал вместе!".

Сбор подписей будет продолжен 23 ноября во время проведения международного телемоста "Мир без границ", организатором которого является центр образования № 1453.

Высылаем фото наиболее активных участников конкурса плакатов по теме: "Как нас сберечь Байкал для будущих поколений?"
На фото обучающиеся 1 "А" класса и учитель английского языка Никишина Ю.В. у стенда с палакатами на уроке английского языка.

С уважением,
Юлия Никишина,
координатор Программы "Сеть школ мира в ЦО № 1453

Редакционный Совет
Гергель В.В., ведущий научный сотрудник, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, кандидат исторических наук, ветеран миротворческих операций ООН (UNTSO 1973–1976), директор Музея миротворческих операций (редактор вестника). Россия
Барановский В.И., офицер-воспитатель Каменец–Подольского лицея с усиленной военно–физической подготовкой, ветеран миротворческих операций ООН (UNIFIL 2000-2001, 2003-2004), Президент Клуба юных миротворцев г.Каменец-Подольский. Украина
Донской Ю.С., представитель Международной Ассоциации миротворцев ООН «Солдаты мира» в Восточной Европе и Азии, ветеран миротворческих операций ООН (UNPF 1994-1995; UNIFIL 2002-2003). Украина
Егоров М.Ф., председатель Белорусского фонда мира, Заслуженный работник культуры БССР, профессор, ветеран Великой Отечественной войны. Республика Беларусь
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, ветеран миротворческих операций ООН (UNTSO 1976–1979). Россия
Исаенко А.И., ветеран миротворческих операций ООН (UNTSO 1973–1976, 1978-1980). Россия
Комляков Е.Е., заместитель директора центра образования № 1239 г.Москвы, ветеран миротворческих операций ООН (UNTSO 1980–1982, 1985-1997). Россия
Панько А.Д., главный редактор ИМА-Пресс, г.Санкт-Петербург. Россия
© 2001–2010 Музей миротворческих операций. Все права защищены.